- Применение CB-радиостанций
- Рабочие колебания CB диапазона
- Таблица радиочастот и рабочих сеток CB-приемопередатчиков (зеленым цветом выделены разрешённые для работы в России, красным цветом — радиочастоты аварийных радиоволн)
- Особенности СВ-раций
- Преимущества CB устройств
- Характеристики и отличия переносных Си-Би радиоприемников
- Зачем нужна «си-бишка»?
- Как правильно вести себя в эфире?
- Все дело в антенне!
- Как настроить «си-бишку»?
- Немного о ценах
- И последнее
- Выбор автомобильной CB-установки
- Выбор устройства для автомобильной радиостанции
- Гражданская связь: обзор CB-станций
- Vector VT-27 Comfort
- TTI TCB-880
- MegaJet MJ-200 Plus
- Vector VT-27 Lux
- Vеctor VT-27 Navigator
- «Штурман-882»
Применение CB-радиостанций
Большая часть автомобильных и часть переносных устройств относятся к группе CB (сокращение от «Citizens Band» на английском языке — «гражданский диапазон»). Под этим сокращением принимаются «безлицензионные» в диапазоне 27 МГц, доступном рядовому гражданину. В большинстве стран использование этого диапазона регулируется минимальным количеством правил, а в некоторых странах вообще не регулируется. Гражданские диапазоны в целом отличаются от любительских и профессиональных радиостанций своей простотой и более низкой ценой.
Несмотря на свою простоту, они широко используются. Во-первых, среди автолюбителей: такими устройствами оснащены практически все большегрузные ТС. В авто они позволяют поддерживать постоянную связь между транспортом, служат для получения оперативной информации о дорожном движении, помощи в выборе маршрута, при авариях, чтобы сообщить о технических неполадках на дороге. Они широко используются на маломерном флоте, тем более, что связь на воде очень хорошая. Они широко используются туристами для общения, особенно в возможном переносном варианте.
Портативные устройства СВ-диапазона не получили широкого распространения во всем мире, так как малоэффективны на радиочастоте 27 МГц. При длине волны 11 метров размер четвертьволновой радиоантенны составляет 2,7 м, что сложно реализовать на практике, а более короткие неэффективны и их особо не хватает. Поэтому в России портативные приборы СВ диапазона мало распространены, исключение составляет только Алан-42, которую можно использовать в машине с радиоантенной.
Плохая производительность диапазонов частично компенсируется хорошим распространением радиоволн 27 МГц по пересеченной местности по сравнению с полосой более высоких колебаний LPD 433 МГц или PMR 446 МГц.
В диапазоне 27 МГц на волне 9С можно установить связь с пожарными, полицией, скорой помощью, экстренными службами через специальные диспетчерские службы, которые постоянно дежурят на нем. Но в России на практике это реализуется только в некоторых городах.
Дальность радиосвязи между типовыми стационарными устройствами СВ может быть практически неограниченной из-за отражения радиоволн от ионосферы, но этот вид связи неустойчив, так как сильно зависит от состояния ионосферы.
На практике стабильная дальность связи обычно составляет от 30 до 80 км между базовыми и до 1,5 км между носимыми и портативными.
Рабочие колебания CB диапазона
Это очень важный параметр. Для работы в России выделены только две частотные сети: C и D.
Таблица радиочастот и рабочих сеток CB-приемопередатчиков (зеленым цветом выделены разрешённые для работы в России, красным цветом — радиочастоты аварийных радиоволн)
Марка |
Используемые сетки |
||||||||||
Dragon SS-485, Dragon SY-101+ |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
L |
|
Alan 48+, ALAN 48E, Alan78+, Alan 77/120 |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
L |
|
Alan 100+ |
C |
||||||||||
Megajet 3031M Turbo |
|
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
|
|
Megajet 3031, 3031M, 600, 600+ |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
|||||
Megajet 300, 200, 100 |
A |
B |
C |
||||||||
Megajet 500, 550, 555 |
|
E- |
A |
B |
C |
D |
E |
|
|
|
|
Maycom EM27, Maycom SH27D |
D- |
E- |
A |
B |
C |
D |
E |
A+ |
B+ |
C+ |
|
Волна |
Колебание(кГц) |
||||||||||
1 |
25165.0 |
25615.0 |
26065.0 |
26515.0 |
26965.0 |
27415.0 |
27865.0 |
28315.0 |
28765.0 |
29215.0 |
29665.0 |
2 |
25175.0 |
25625.0 |
26075.0 |
25525.0 |
26975.0 |
27425.0 |
27875.0 |
28325.0 |
28775.0 |
29225.0 |
29675.0 |
3 |
25185.0 |
25635.0 |
26085.0 |
26535.0 |
26985.0 |
27435.0 |
27885.0 |
28335.0 |
28785.0 |
29235.0 |
29685.0 |
4 |
25205.0 |
25655.0 |
26105.0 |
26555.0 |
27005.0 |
27455.0 |
27905.0 |
28355.0 |
28805.0 |
29255.0 |
29705.0 |
5 |
25215.0 |
25665.0 |
26115.0 |
26565.0 |
27015.0 |
27465.0 |
27915.0 |
28365.0 |
28815.0 |
29265.0 |
29715.0 |
6 |
25225.0 |
25675.0 |
26125.0 |
26575.0 |
27025.0 |
27475.0 |
27925.0 |
28375.0 |
28825.0 |
29275.0 |
29725.0 |
7 |
25235.0 |
25685.0 |
26135.0 |
26585.0 |
27035.0 |
27485.0 |
27935.0 |
28385.0 |
28835.0 |
29285.0 |
29735.0 |
8 |
25255.0 |
25705.0 |
26155.0 |
26605.0 |
27055.0 |
27505.0 |
27955.0 |
28405.0 |
28855.0 |
29305.0 |
29755.0 |
9 |
25265.0 |
25715.0 |
26165.0 |
26615.0 |
27065.0 |
27515.0 |
27965.0 |
28415.0 |
28865.0 |
29315.0 |
29765.0 |
10 |
25275.0 |
25725.0 |
26175.0 |
26625.0 |
27075.0 |
27525.0 |
27975.0 |
28425.0 |
28875.0 |
29325.0 |
29775.0 |
11 |
25285.0 |
25735.0 |
26185.0 |
26635.0 |
27085.0 |
27535.0 |
27985.0 |
28435.0 |
28885.0 |
29335.0 |
29785.0 |
12 |
25305.0 |
25755.0 |
26205.0 |
26655.0 |
27105.0 |
27555.0 |
28005.0 |
28455.0 |
28905.0 |
29355.0 |
29805.0 |
13 |
25315.0 |
25765.0 |
26215.0 |
26665.0 |
27115.0 |
27565.0 |
28015.0 |
28465.0 |
28915.0 |
29365.0 |
29815.0 |
14 |
25325.0 |
25775.0 |
26225.0 |
26675.0 |
27125.0 |
27575.0 |
28025.0 |
28475.0 |
28925.0 |
29375.0 |
29825.0 |
15 |
25335.0 |
25785.0 |
26235.0 |
26685.0 |
27135.0 |
27585.0 |
28035.0 |
28485.0 |
28935.0 |
29385.0 |
29835.0 |
16 |
25355.0 |
25805.0 |
26255.0 |
26705.0 |
27155.0 |
27605.0 |
28055.0 |
28505.0 |
28955.0 |
29405.0 |
29855.0 |
17 |
25365.0 |
25815.0 |
26265.0 |
26715.0 |
27165.0 |
27615.0 |
28065.0 |
28515.0 |
28965.0 |
29415.0 |
29865.0 |
18 |
25375.0 |
25825.0 |
26275.0 |
26725.0 |
27175.0 |
27625.0 |
28075.0 |
28525.0 |
28975.0 |
29425.0 |
29875.0 |
19 |
25385.0 |
25835.0 |
26285.0 |
26735.0 |
27185.0 |
27635.0 |
28085.0 |
28535.0 |
28985.0 |
29435.0 |
29885.0 |
20 |
25405.0 |
25855.0 |
26305.0 |
26755.0 |
27205.0 |
27655.0 |
28105.0 |
28555.0 |
29005.0 |
29455.0 |
29905.0 |
21 |
25415.0 |
25865.0 |
26315.0 |
26765.0 |
27215.0 |
27665.0 |
28115.0 |
28565.0 |
29015.0 |
29465.0 |
29915.0 |
22 |
25425.0 |
25875.0 |
26325.0 |
26775.0 |
27225.0 |
27675.0 |
28125.0 |
28575.0 |
29025.0 |
29475.0 |
29925.0 |
23 |
25455.0 |
25905.0 |
26355.0 |
26805.0 |
27255.0 |
27705.0 |
28155.0 |
28605.0 |
29055.0 |
29505.0 |
29955.0 |
24 |
25435.0 |
25885.0 |
26335.0 |
26785.0 |
27235.0 |
27685.0 |
28135.0 |
28585.0 |
29035.0 |
29485.0 |
29935.0 |
25 |
25445.0 |
25895.0 |
26345.0 |
26795.0 |
27245.0 |
27695.0 |
28145.0 |
28595.0 |
29045.0 |
29495.0 |
29945.0 |
26 |
25465.0 |
25915.0 |
26365.0 |
26815.0 |
27265.0 |
27715.0 |
28165.0 |
28615.0 |
29065.0 |
29515.0 |
29965.0 |
27 |
25475.0 |
25925.0 |
26375.0 |
26825.0 |
27275.0 |
27725.0 |
28175.0 |
28625.0 |
29075.0 |
29525.0 |
29975.0 |
28 |
25485.0 |
25935.0 |
26385.0 |
26835.0 |
27285.0 |
27735.0 |
28185.0 |
28635.0 |
29085.0 |
29535.0 |
29985.0 |
29 |
25495.0 |
25945.0 |
26395.0 |
26845.0 |
27295.0 |
27745.0 |
28195.0 |
28645.0 |
29095.0 |
29545.0 |
29995.0 |
30 |
25505.0 |
25955.0 |
26405.0 |
26855.0 |
27305.0 |
27755.0 |
28205.0 |
28655.0 |
29105.0 |
29555.0 |
30005.0 |
31 |
25515.0 |
25965.0 |
26415.0 |
26865.0 |
27315.0 |
27765.0 |
28215.0 |
28665.0 |
29115.0 |
29565.0 |
30015.0 |
32 |
25525.0 |
25975.0 |
26425.0 |
26875.0 |
27325.0 |
27775.0 |
28225.0 |
28675.0 |
29125.0 |
29575.0 |
30025.0 |
33 |
25535.0 |
25985.0 |
26435.0 |
26885.0 |
27335.0 |
27785.0 |
28235.0 |
28685.0 |
29135.0 |
29585.0 |
30035.0 |
34 |
25545.0 |
25995.0 |
26445.0 |
26895.0 |
27345.0 |
27795.0 |
28245.0 |
28695.0 |
29145.0 |
29595.0 |
30045.0 |
35 |
25555.0 |
26005.0 |
26455.0 |
26905.0 |
27355.0 |
27805.0 |
28255.0 |
28705.0 |
29155.0 |
29605.0 |
30055.0 |
36 |
25565.0 |
26015.0 |
26465.0 |
26915.0 |
27365.0 |
27815.0 |
28265.0 |
28715.0 |
29165.0 |
29615.0 |
30065.0 |
37 |
25575.0 |
26025.0 |
26475.0 |
26925.0 |
27375.0 |
27825.0 |
28275.0 |
28725.0 |
29175.0 |
29625.0 |
30075.0 |
38 |
25585.0 |
26035.0 |
26485.0 |
269350 |
27385.0 |
27835.0 |
28285.0 |
28735.0 |
29185.0 |
29635.0 |
30085.0 |
39 |
25595.0 |
26045.0 |
26495.0 |
26945.0 |
27395.0 |
27845.0 |
28295.0 |
28745.0 |
29195.0 |
29645.0 |
30095.0 |
40 |
25605.0 |
26055.0 |
26505.0 |
26955.0 |
27405.0 |
27855.0 |
28305.0 |
28755.0 |
29205.0 |
29655.0 |
30105.0 |
Каналы «дырок» |
Колебание(кГц) «дырок» |
||||||||||
41 |
25195.0 |
25645.0 |
26095.0 |
26545.0 |
26995.0 |
27445.0 |
27895.0 |
28345.0 |
28795.0 |
29245.0 |
|
42 |
25245.0 |
25695.0 |
26145.0 |
26595.0 |
27045.0 |
27495.0 |
27945.0 |
28395.0 |
28845.0 |
29295.0 |
|
43 |
25295.0 |
25745.0 |
26195.0 |
26645.0 |
27095.0 |
27545.0 |
27995.0 |
28445.0 |
28895.0 |
29345.0 |
|
44 |
25345.0 |
25795.0 |
26245.0 |
26695.0 |
27145.0 |
27595.0 |
28045.0 |
28495.0 |
28945.0 |
29395.0 |
|
45 |
25395.0 |
25845.0 |
26295.0 |
26745.0 |
27195.0 |
27645.0 |
28095.0 |
28545.0 |
28995.0 |
29445.0 |
|
Основные стандартные радиоволны, как принято в проекте всего мира, начинаются с 26965 кГц и идут с сеткой, кратной 10 кГц (26975 кГц, 26985 кГц и т.д.). Их условное обозначение: 1 канал,… 40 канал, нестандартные идут с 41 по 45, их называют «дырками». В связи с большим количеством пользователей пришлось ввести сетку вспомогательных радиочастот и, соответственно, новые радиоканалы, также имеющие шаг 10 кГц, но сдвинутые от основных на 5 кГц. Их условное обозначение: 51 (26960 кГц), 52 (26970 кГц) и так далее. Далее было расширено количество сеток радиоканалов, количество стало 200, затем 400, а некоторые поддерживают 800 радиоканалов.
В России радиоканалы для СВ связи, которые в остальном мире считаются вспомогательными, выделяются со смещением 5 кГц. И не все поддерживают этот расширенный диапазон.
Расшифровка маркировки каналов C9 FM или (C9E FM, C9R FM):
C- частотный диапазон;
9 — номер канала;
R — русский, Е — европейский;
FM — тип модуляции (частотная).
Выберем радиопередатчика на примере MegaJet MJ-600
Приемопередатчик | |
Формирование сетки рабочих колебаний | Синтезатор колебаний с кварцевой стабилизацией |
Диапазон рабочих радиочастот | 26965…27405 / 26965…27855 кГц |
Шаг сетки | 10 кГц |
Максимальная выходная мощность FM/AM | до 10 Вт при питании U = 13,2 В |
Наличие каналов | 80/240 (выбирается AM/FM+SCAN, ON) |
Нестабильность колебаний | +/-300 Гц |
AM модуляция, FM девиация | 90%, 2 кГц |
Приемник |
|
Схема построения | Супергетеродин с двойным преобразованием радиочастоты |
Чувствительность приемника при соотношении (с/ш) | AM 0,5 мкВ (10 дБ), ЧМ 0,5 мкВ (12 дБ) |
Регулируемый порог шумоподавления | не более 1мкВ |
Автоматическое шумоподавление | 0,5 мкВ |
Динамический диапазон | 40 дБ |
Максимальная мощность звука | 4 Вт |
Нелинейные искажения | не более 3% |
Динамик | 8 Ом |
Общее |
|
Питание | Напряжение питания 12В +/- 15%, сеть на борту ТС |
Размеры | 13,8×4,8×15,9 см |
Масса | 870 гр. |
MegaJet MJ-600 — мощное устройство, у него высокая стабильность колебаний гетеродина, а главная его особенность — наличие автоматического и регулируемого вручную шумодава.
Особенности СВ-раций
Любая из установок в диапазоне CB настроена на работу на радиочастоте 27 МГц: это означает, что проводники этой категории обнаруживаются по умолчанию. Рекомендуем учитывать характеристики оборудования при выборе и покупке. Следование нескольким простым рекомендациям поможет вам правильно инвестировать в средство автономной коммуникации.
Важные критерии:
- мощность. Чем выше показатель, тем больше расстояние между абонентами сети. Заявленный производителем радиус действия в лесной местности уменьшается вдвое, в городской местности — втрое;
- источник питания. Чем выше емкость аккумулятора, тем больше передача диапазона CB может находиться в сети в пассивном или рабочем режиме;
- прочность деталей и корпуса. Обычно они изготавливаются из ударопрочного пластика. Этот материал не боится коррозии, а также защищает электронную начинку от влаги, грязи и пыли. Чем мощнее СВ радиоприемник, тем больше предел эксплуатационных возможностей;
- производитель, бренд. Чем дольше компания выпускает устройства категории cb, тем надежнее оборудование;
- количество каналов и субкодов. Обширное программирование радиоприемника CB на разные программы расширяет возможности добавить переход на свободные линии и пребывания в эфире;
- безопасность. Функция, которая обеспечивает гарантию конфиденциальности переговоров.
Важным фактором является эргономичность установки. Пользователям необходимо долго держать ее в руке, поэтому обращайте внимание на вес, положение клавиш, наличие фиксирующих клипс, гарнитуры.
Преимущества CB устройств
Пользователи отмечают высокий уровень мобильности, который обеспечивают радиоприемники CB. Также устройства относятся к категории универсальных. Они обеспечивают связь между проводниками разных типов, что является важным преимуществом при обмене информацией в дороге.
Приемник Си-Би легко настраивается по установкам КСВ. Это согласование работы радиоантенны и приемника. Для этого рекомендуется воспользоваться услугами специалистов. Антенный разъем можно отрегулировать с помощью комплекта насадок.
Характеристики и отличия переносных Си-Би радиоприемников
Все портативные CB-приборы работают в диапазоне 27 МГц, но отличаются комплектацией и функциями. Вот несколько примеров того, что вы можете выбрать для своих нужд:
- Alan 42 можно использовать в авто. Модель отлично держит волну, а автоматическая подстройка колебаний делает ее удобной для новичков и туристов. Устройство питается от батареек, аккумуляторов или обычного автомобильного прикуривателя, имеет 80 волн, AM/FM модуляцию и множество других стандартных опций. Ее мощность = 4 Вт;
- Тourist 80 в комплектации № 3 также является мощной портативной CB-приемником. Она идеально подходит для охотников, рыбаков, отдыхающих и любителей активного отдыха, так как качество и дальность связи в густых лесах и на открытой местности с разнообразным рельефом заслуживает уважения. Она работает от восьми аккумуляторов ААА или обычных батареек ААА. Она имеет FM модуляцию, мощность 4 Вт и 80 частотных волн;
- такими же характеристиками обладает радиоприемник Штурман-80. Это устройство также имеет голосовую активацию VOX и спектральное шумоподавление, которое может работать как в ручном, так и в автоматическом режимах.
Штурман-880-2700. 10600 р.
Штурман-880-2100. 10200 р.
Штурман-880-1900. 10800 р.
Штурман-880-2400R. 10200 р.
Набор охотника 2 х БЕРКУТ-806+ #2400. 16600 р.
Егерь-80 #2. 7830 р.
Тourist-6, комплектация №4. 6100 р.
Штурман-880, комплектация №1. 7000 р.
Штурман-880, комплектация №3. 7000 р.
Штурман-880, комплектация №4. 7450 р.
Рация Штурман-880 комплектация №5. 7600 р.
Турист-6 комплектация №6 6500 р.
Комплект рации Охотник-3 #0 4500 р.
Рация Турист-6 комплектация №0 4950 р.
Рация Турист-6 комплект №5 6000 р.
Рация Турист-3 комплектация №1 4150 р.
Рация Турист-6 комплект №2 5050 р.
Рация Штурман-880, комплектация №2. 7450 р.
Рация Тourist-6, комплектация №3. 5600 р.
Рация Тourist-3, комплектация №2. 4650 р.
Рация Тourist-6 комплектация №1. 4550 р.
Штурман-90#3 AM/FM/CB. 9200 р.
Рация Hunter-3-750 №2ю 13140 р.
Тourist-6-1000 №2. 12000 руб.
Зачем нужна «си-бишка»?
И все же, есть ли смысл обычному водителю ставить в машину рацию и слушать передачу дальнобойщиков, а то и самому участвовать? Да, есть.
Здесь мы хотели бы сделать важное замечание: сейчас мы будем говорить о трассе. Город имеет свои особенности, о которых мы поговорим ниже.
Так что же интересного можно услышать на «пятнадцатом радиоканале»? Как ни странно, первое, чем можно удивить нежного и ничего не подозревающего автолюбителя, — это трехэтажный мат. И это надо учитывать, если вы всей семьей едете куда-то на юг и в машине есть дети. Правда, иногда есть смысл объявить в прямом эфире, что с вами в салоне путешествуют маленькие ушки, и они еще не готовы слушать столько взрослых разговоров. Это действительно работает (при условии, что это вежливо, а не «эй, ты, заткнись»). Есть и другой способ: попросить жену (ну или тайную попутчицу) передать пару слов. После этого речи дальнобойщиков будут предметом зависти русских дворян 19 века, потому что водители вовсе не толпа быдла, как многие почему-то думают, а такие же нормальные люди. Часто они хорошо образованы и культурны и с женщиной ведут себя достойно.
По рации можно услышать предупреждения о пробках и «засадах» от ГАИ. Впрочем, это уже не так актуально: сейчас почти все берут с собой навигаторы или пользуются навигацией с телефона, где указаны и пробки, и расположение камер видеофиксации.
В общем, для обычного автомобилиста нет ничего интереснее, чем слушать чужие разговоры. Слушать о пропускных пунктах, очередях на таможне или каком-то терминале неинтересно и не очень полезно. Но вы можете не только слушать рацию, но и говорить в нее!
И вот тут «си-бишка» действительно пригодится. В прямом эфире можно задать практически любой вопрос (не глупый, конечно) и получить толковый ответ. Можно поинтересоваться, где лучше или поближе заправиться, где безопасно встать на ночь или пообедать. Также можно поинтересоваться работой ДПС с передвижными камерами (например, в Татарстане их очень много) или как выбрать более удобный маршрут. Водители грузовиков могут поделиться инструментом или не замерзнуть на обочине зимой. И в то же время есть пара вещей, о которых просить почти бесполезно: делиться бензином или ездить с канистрой для заправки. С первым вопросом все просто: все грузовики дизельные, бензина в них нет. Вот солярку вам, скорее всего, дадут, не менее пяти-десяти литров, чтобы добраться до заправки; это не много для грузовика. Но лучше сделать это быстро, потому что время — самый ценный ресурс дальнобойщика. И, кстати, именно по этой же причине, скорее всего, не найдется желающих отвезти вас с канистрой на заправку и вернуть обратно. Тем более, что «высыхать» сегодня на федеральной трассе в центральной части России может только исключительно талантливый человек, которого другие даже не считают водителем. Заправок много, а ехать бесконечно «на лампочке» — занятие для смелого, но не слишком умного человека. Таких просто не уважают на дорогах. Однако иногда все же помогают из жалости, ну, или ради смеха.
В городе CB рация работает иначе. Сидеть на «дальнобойной» радиочастоте 27,135 МГц смысла практически нет. В городах часто есть свои автомобильные частоты, где в эфире сидят члены клубов, форумов, обществ и прочих энтузиастских организаций. Часто, кстати, очень интересных. В городских радиоканалах гораздо проще узнать особенности местных отелей, заправок и парковок. Тут же часто передают данные о пробках, перекрытых улицах и другие полезные для водителя вещи.
ВАЖНО! Нюанс: если вы хотите использовать рацию на городском радио, вам нужно будет заранее узнать его волну.
Как правильно вести себя в эфире?
Как мы уже сказали, ругаться матом в эфире нормально. Но это не значит, что там царит постоянный хаос, анархия, Содом и Гоморра. В эфире, несмотря на особенности лексики, действуют строгие правила, которые всегда соблюдаются. Во-первых, нужно говорить вежливо. И уж тем более не хамить и не нарываться на драку. Поверьте, если переборщить, можно получить по полной. Кроме того, это просто некрасиво.
Правила вежливости не позволяют засорять эфир долгими приватными беседами с интересным собеседником. Если вы хотите поговорить с кем-то «с глазу на глаз», то переходите на другую (обычно она выбирается по договоренности с собеседником на канал-два выше или ниже пятнадцатого). Никогда не вмешивайтесь в чужой разговор и не перебивайте собеседника. Это просто бесполезно — симплексная связь, при которой информация передается только в одном направлении, имеет свои особенности. Пока один абонент не завершит трансляцию, другому нет смысла что-либо ему отвечать: первый не будет ничего слышать. Так что ждем молча, потом отвечаем.
Водителям нравится правильное обращение. Если задают вопрос, и он не касается кого-то лично, можно просто использовать позывной «ребята». Если вы хотите что-то сказать конкретному человеку (например, рассказать о его потухшем «габарите»), то лучше назвать номер машины или прицепа. Желательно с указанием региона, это привлекает больше внимания.
В принципе, соблюдения этих правил достаточно для начинающего пользователя CB. А профессиональные водители знают их и без нас. Итак, перейдем к самому интересному вопросу: как поставить такую рацию в свою малолитражку?
Все дело в антенне!
Никаких советов по выбору рации мы давать не будем. Тут может быть разный бюджет (хорошая рация стоит дорого) и цель ее установки (не всем хочется ставить рацию за 15 тысяч рублей для короткой поездки на Черное море и прятать ее так, чтобы наркоманы не утащили ночью на стоянке). Раций много, для эстетов есть аппараты, корпус которых сделан «под дерево», есть совсем недорогие комплекты. Так что ищите и найдете. Но имейте в виду, что в то время, как большинство раций работают от 12 вольт, есть такие, которые можно подключить только к 24-вольтовой сети (такая сеть есть на борту грузовиков). Правда, можно взять какой-нибудь преобразователь, но смысла нет: как мы уже сказали, большая часть раций как раз 12-вольтовые.
В интернете ходит мнение, что нужно запитывать рацию отдельным кабелем к аккумулятору. Постараемся ответить. Это не совсем правда. Можно подключить и через обычное гнездо прикуривателя — потребляемый рацией ток редко выходит за 5 ампер, а запас у прикуривателя обычно 15 А. Предохранитель надо ставить нормальный, который реально сгорит в случае короткого замыкания цепи, а не сожжет машину, оставшись в огне единственным несгоревшим элементом. И уж тем более нельзя использовать разветвители разной степени паршивости. Все-таки ток значительный, а какие разветвители сейчас продаются вы знаете и без нас — обычно плохие. Поэтому, если вам нужно зарядить телефон, навигатор или еще что-то в дороге, то от аккумулятора к рации лучше проложить отдельный кабель.
Современные ТС, в отличии от старых, как правило, имеют много 12-вольтовых розеток, поэтому нет необходимости портить проводку для рации.
При подключении антенного кабеля необходимо помнить одно: его ни в коем случае нельзя обрезать или укорачивать! Тащите его через машину, но не разрезайте. Саму радиоантенну придется выбирать не самую дешевую. Чем она длиннее, тем она дороже. Устройство в один метр — пустая трата денег, поэтому придется раскошелиться на аппарат длиной около двух метров.
А дальше начинается самое интересное: ее нужно настроить. Точнее, ее длину. А сделать это можно только специальным прибором — КСВ-метром (измерителем коэффициента стоячей волны). Стоит он около тысячи рублей (разумеется, китайский), покупать дороже нет смысла. Как использовать, лучше прочитать в инструкции. В КСВ-метре нет ничего сложного — его нужно будет включить в цепь радиоантенны и, изменяя длину, добиться близкого к единице коэффициента стоячей волны. КСВ может варьироваться от 1 до 1,5, но чем ближе к 1, тем лучше.
Конечно, возникает вопрос: зачем мне этот КСВ-метр и танцы с бубном? Нельзя ли сделать это проще? Конечно, можно. На любой крупной стоянке есть магазин с рациями такого типа. Там же обычно можно отремонтировать или установить рацию и настроить ее. Так что, если вы не хотите покупать КСВ-метр, добро пожаловать на стоянку с магазином.
Как настроить «си-бишку»?
Всем известный радиоканал 15 правильно называется C15EA на волне 27,135 МГц. Что означают буквы в названии?
«С» — это название сетки. Понятие сетки появилось в результате эволюции. Большинство раций не показывают радиочастоту: слишком много цифр. Изначально они были настроены на 40 предустановленных. Со временем этого стало недостаточно и их число увеличилось до двухсот. 200 каналов были разделены на пять групп по 40 каналов в каждой, причем каждой из групп был присвоен свой буквенный индекс A, B, C, D и E. Сама группа называлась сеткой. Тот самый исходный канал оказался в центральной сетке с индексом С, а номер канала с радиочастотой 27,135 МГц остался под номером 15. Отсюда С15. Давайте исследовать дальше.
Буква «Е» означает «Европа». «Гражданский диапазон» (по-английски это буквы CB, Citizen`s Band) начинается с частоты 26,965 МГц и идет с частотными шагами, кратными частоте 10 кГц. На самом деле соседние волны- это и есть соседние радио сетки. Такое деление обычно называют «Европой», «европейским», поэтому в названии используется буква «Е». Кстати, изначально была немного другая сетка, которая на жаргоне называлась «Россия» или «нули». Иногда — «Польша». Теперь дальнобойщики не жалуют ее, а вот радиолюбители все еще используют.
Последняя буква «А» означает, что радиосигнал использует амплитудную модуляцию АМ. Честно говоря, нельзя точно сказать, почему амплитудная модуляция завоевала популярность среди водителей. Но то, что она самая востребованная, — это факт. Иногда они также используют частотную модуляцию FM, иногда даже однополосную (SSB), но если вы хотите найти общий язык с дальнобойщиками, вам придется работать в AM.
Так что для выхода в эфир нужно просто включить 15 канал в сетке С в режиме AM. Есть, правда, одно но: почему-то в некоторых рациях есть своя система обозначения сетки, так что C не всегда C. Иногда может быть D и еще что-то. Придется поискать.
Нельзя не затронуть еще одну тему в настройке рации — шумоподавление. Ни для кого не секрет, что амплитудная модуляция связана с большим количеством помех. Для их устранения в рациях есть специальная система. И с настройкой шумодав иногда выдаются ошибки.
Принцип его работы прост: он отсекает слабые сторонние радиосигналы, которые выглядят как помехи в эфире. А вот что считать такой связью обычно задается вручную путем изменения их порога. В идеале, конечно, рация должна хранить молчание (если вы ни с кем не разговариваете). Такого не бывает в реальной жизни. Если вы «слышите» тишину, то шумоподавление работает слишком хорошо. И, конечно же, отсекает не только слабые, но и вполне нормальные. Как не ошибиться с настройкой шумоподавления? Вот два простых совета: не настраивайте его по рядом стоящему транспорту (там уровень связи будет очень высоким, а когда она уедет, в эфире будет почти постоянная тишина) и не реагируйте на кратковременные посторонние шумы от трамвая или опоры ЛЭП. Да, они «фонят» сильно, но с ними лучше смириться, чем выкрутить ручку шумоподавления на максимум и стать совсем глухим. В принципе источники помех есть и в том же ТС, в котором установлена рация. В машине это в первую очередь генератор; его фона не должно быть.
Было бы идеально установить шумоподавление одновременно с чувствительностью приемника. Оба параметра при этом можно настроить очень качественно, но для этого нужен опыт и знание характеристик собственной рации.
Немного о ценах
Как мы уже сказали, стоимость раций может сильно различаться. Самые доступные (например, MegaJet MJ-50 или Midland M-ZERO Plus) можно приобрести всего за 3500 рублей. Но нужны ли они? Рации работают достаточно хорошо, но есть немало недостатков. И шумоподавители часто не работают должным образом, и звук из вашего динамика обычно просто никакой. Из плюсов — небольшой размер. Собраны недорогие рации тоже неважно, их сложно ремонтировать. Но для любителя их часто вполне достаточно.
Мидленд М-ЗЕРО Плюс
Если вы планируете пользоваться рацией серьезно и долго, то лучше поискать что-то посолиднее. Например, MegaJet MJ-450 или 600, Optim 778 или что-то еще за семь-восемь тысяч. Но будьте готовы к тому, что более дорогие рации имеют более высокое энергопотребление, особенно в режиме передачи. Для самостоятельной установки таких устройств необходимо быть уверенным в бортовой сети вашего ТС. В противном случае вы можете остаться с разряженным аккумулятором. Кроме того, иногда они сильно нагреваются; это тоже нужно предусмотреть и учитывать при установке рации в машине.
Оптим-778
Наиболее дорогие рации используют те, кто не представляет без них жизни, а значит, не нуждаются в наших советах. Начинающим радиолюбителям нет смысла тратить 12-20 тысяч на такие «сибишки».
Лучше не жалеть денег и купить хорошую радиоантенну для рации: ее качество не менее важно, чем качество самой рации.
Как мы уже говорили, дешевые короткие нам не помогут: толку от них мало. Поэтому всякие 45-сантиметровые «Триады» за 700 рублей — это деньги на ветер. Нормальные же стоят 2,5-3 тысячи рублей, а их длина должна быть не менее полутора метров. Обратите внимание на характерную деталь: в зависимости от способа установки бывают магнитными и врезными. Чтобы установить вторую радиоантенну, вам нужно будет просверлить кузов транспорта. И это не всегда хорошо. Между тем, магнитная с такими же характеристиками обычно стоит дороже, чем врезная (она проще в установке и снимается без последствий для кузова). Так что тут надо думать: переплатить за магнит, просверлить дырку или придумать свое крепление для врезного прибора.
Вариант установки врезной радиоантенны на крышу авто.
И последнее: не все устройства хорошо работают со всеми приемниками. Иногда бывает нужно хорошенько полазить на тематическом форуме (которых много) и узнать у более опытных пользователей, с какой лучше всего будет работать ваша рация. Умные советы часто экономят деньги и нервы.
И последнее
Кажется, мы все-таки что-то упустили… Да-да, мы о «кактусе», «бедуине» и «контрабасе». Это все жаргонизмы дальнобойщиков. Почему-то многие думают, что водители говорят исключительно на языке Сергея Владимировича Шнурова и используют сленг. Это верно лишь отчасти. Да, есть и то, и другое, но не все так страшно, как кажется. Конечно, неплохо было бы знать какие-то термины дальнобойщиков, но не нужно учить многочисленные словари, которые есть в Сети, там все очень утрировано. И все же поясним: «кактус» — это Mercedes-Benz Actros, «бедуин» — легковой автомобиль с багажником на крыше (как правило, сильно загруженным), а «контрабас» — это искажение слова «контрабанда».
Выбор автомобильной CB-установки
Первое, на что мы смотрим при выборе радиоустройства, — это тип модуляции в нем. Обычно используется комбинированная модуляция: амплитудно-частотная, о преимуществах одного вида модуляции перед другим написано много, чтобы не вдаваться в подробности, выбираем радиостанцию, в которой есть и AM, и FM.
Пожалуй, самым важным параметром при выборе является рабочий диапазон частот: в рации обязательно должна присутствовать российская сетка колебаний.
Одним из самых важных параметров является его мощность: чем мощнее устройство, тем больше его радиус действия, но это необходимо не во всех случаях и при мощности более 10 Вт необходимо произвести его регистрацию и получить специальное разрешение на использование.
Важна стабильность несущих частот, особенно резко нестабильность возрастает при изменении температуры, при значительной нестабильности связь может «уходить» с него. Высокая стабильность несущих частот обеспечивается применением в синтезаторе частот кварцевых резонаторов.
Чувствительность для приемника является одним из важнейших параметров. Чувствительность приемника ограничена уровнем внутренних шумов полупроводников; чем чувствительнее приемник, тем лучше он «улавливает» радиосигналы удаленных радиостанций, однако при высокой чувствительности уровень внешних шумов (помех) также выше, в этом случае ищется компромиссное решение, для чего используются шумоподавители и аттенюаторы, понижающие чувствительность приемника.
Избирательность приемника также очень важна: чем выше избирательность, тем меньше помех от «пролаза» соседних волн; высокая избирательность приемника достигается за счет использования двойного преобразования частоты.
Для того, чтобы уровень радиосигнала на выходе приемника оставался стабильным, используется система автоматического регулирования (АРУ). Чем больше динамический диапазон регулировки АРУ, тем стабильнее уровень связи на выходе приемника.
Составной частью приемного устройства является усилитель низкой частоты; он характеризуется выходной мощностью при низком значении коэффициента нелинейных искажений.
Выбирая радиостанцию, также обращайте внимание на внешний вид, наличие кнопок и ручек управления, дисплей и его информативность, наличие кнопок управления на тангенте, а также наличие дополнительных функций радиостанции.
Выбор устройства для автомобильной радиостанции
Антенно-фидерные устройства являются очень важным компонентом передающих устройств вообще и раций CB в частности. Радиопередатчик СВ радиостанции вырабатывает мощность порядка нескольких ватт, эту мощность необходимо излучать в виде электромагнитной энергии в эфир, для чего используется антенно-фидерное устройство.
Фидер представляет собой соединительный коаксиальный кабель с ВЧ-разъемом на одном конце, другой конец кабеля подключается к самому устройству.
Если радиостанция установлена на движущемся объекте, она должна иметь круговую диаграмму направленности, то есть излучать энергию равномерно во все стороны. Для этого используется штырь — несимметричный вибратор. Размер вибратора должен быть в определенной пропорции к длине излучаемой волны: полуволновой вибратор, четвертьволновой вибратор и т. д. Чем больше ее размер и полуволнового вибратора, тем эффективнее она работает. На практике это не всегда применимо: четвертьволновой CB-вибратор радиостанции имеет длину 2,7 м, поэтому для уменьшения размеров жертвуют ее эффективностью. Уменьшение размеров компенсируется удлиняющей катушкой.
Очень важным параметром устройства КСВН является коэффициент стоячей волны по напряжению. Его идеальное значение равно 1, значит, вся энергия поступает в радиоантенну — это возможно только при коротком замыкании в генераторе, на практике всегда есть отраженная волна и КСВН растет в прямой зависимости от рассогласования тракта передачи и нагрузки. Чтобы максимизировать передачу энергии от приемопередатчика через нее в эфир, вы должны тщательно согласовать устройство с выходом радиопередатчика. Если согласование плохое, часть энергии будет выделяться в виде тепла на выходном каскаде, что может привести к его выходу из строя. Если она отключена или фидер неисправен, вся энергия будет выделяться в виде тепла, и он выйдет из строя. Измерители КСВ используются для точного согласования радиоантенн. КСВН не должен превышать величину 2, чем он ниже, тем лучше согласование. Для оптимальной настройки лучше когда она установлена стационарно; если она на магните, то место ее установки может постоянно меняться.
Дополнительная информация. Радиоантенна устанавливается вертикально, так как радиостанции работают в вертикальной поляризации. Если установить ее под наклоном, то часть излучаемой электромагнитной энергии будет передаваться в горизонтальной поляризации и будет недоступна для приема, эффективность радиостанции уменьшится в этом случае. При наклоне в 45 градусов половина всей мощности будет передаваться в горизонтальной поляризации! Не вносите самовольные изменения в кабель, соединяющий ее с радиопередатчиком, поскольку он является элементом согласования радиоантенны с выходом приемопередатчика. При эксплуатации необходимо следить за качеством контактов рации с ней: окисленный контакт увеличивает КСВН!
Кабель для автомобильного радиоустройства. Для автомобильного радиоустройства используется коаксиальный кабель с волновым сопротивлением 50 Ом. Чаще всего это RG58, диаметром пять миллиметров, но можно использовать и кабели большего диаметра. Для коаксиальных кабелей чем больше диаметр, тем меньше затухание, но это утверждение будет верным, если кабели будут одного производителя и из одной группы кабелей, например медные.
Характеристики для выбора:
- коэффициент усиления. Максимальное теоретически достижимое усиление составляет 4 дБ. Неплохо, если выбранная вами антенна имеет 3 дБ. Чтобы она имела одинаковый коэффициент усиления во всех направлениях, она должна располагаться в центре крыши авто;
- габариты, масса (вес). У CB-антенн чем больше длина, тем больше коэффициент усиления и, следовательно, ее вес. При установке следует учитывать надежность их фиксации, т.к она эксплуатируется в условиях повышенной вибрации и ветра, последний может вызывать наклон при движении, и она при этом теряет свою эффективность;
- механическая прочность. Радиоустройства должны иметь механическую прочность и хорошую герметизацию, т.к условия эксплуатации экстремальные (вибрация, дождь, мороз, ветровые потоки и т.п.). Плохая герметичность приводит к окислению контактов, что может привести к выходу рации из строя;
- полоса пропускания. Антенны бывают широкополосными, перекрывающими 400 и более радиоканалов, а также узкополосными, перекрывающими 40 каналов, то есть частотную сетку. Широкополосные представляют собой длинные врезные антенны которые могут охватывать частотный диапазон из 400 каналов с КСВ менее 2 на краях диапазона.
Установка автомобильных антенн.
Наиболее распространенные варианты крепления антенны на машину:
- врезка антенны. Для установки врезных антенн необходимо просверлить отверстие в крыше авто, такой способ установки оптимален для настройки и согласования, но продырявленная крыша может быть источником проблем;
- при способе крепления на струбнице антенны крепятся к багажнику, сварочному шву, крылу или другому выступающему элементу кузова автомобиля. При таком способе установки настройка и согласование антенны затруднены, а механическая прочность крепления низкая. Не устанавливайте ее на пластиковые детали корпуса автомобиля, в месте установки антенна должна иметь электрический контакт с корпусом автомобиля;
- использование магнита в основании антенны — удобный способ крепления антенны на ровных поверхностях автомобиля. Не устанавливайте антенну на рифленую поверхность. Недостатками такого крепления являются низкая механическая прочность, легкая возможность кражи и сложность согласования, т.к. антенна постоянно перемещается по месту крепления.
Гражданская связь: обзор CB-станций
Vector VT-27 Comfort
Vector VТ-27 Comfort. Цена — 2950 руб. Габариты — 180×35×140мм. Количество европейских/российских каналов — 400/400. Амплитудный шумоподавитель (следующая модификация предполагает спектральный шумоподавитель). Чувствительность — 0,5 мкВ, избирательность — 60 дБ. Микрофон с линейной характеристикой. Достаточно громкая для большинства грузовиков. Страна производитель — Китай.
Примерно 65 лет назад полоса частот 26,065-28,305 МГц, названная Citizen Band, была тогда выделена для гражданского использования в США. Отсюда и связь CB. Этот американский диапазон был разбит на волны по 10 кГц, которые для удобства были объединены в группы (сетки) по 40 каналов. Сетки были промаркированы как A, B, C, D и т д. Присоединившись к этой системе в 1988 году, Россия сразу показала в этот момент свою самобытность: диапазон 26 970-27 850 МГц был закреплен за частными устройствами. В итоге наши группы (сетки) С и D не совпадали с иностранными. Но так как своих устройств у нас почти нет и мы работаем с зарубежными, то проблем с сетками нет — вещаем в американском диапазоне! Каналы 9 и 19 сетки C могут использоваться только для экстренной связи и информации соответственно.
По российскому законодательству его мощность не должна превышать чуть больше 10 Вт (исключение составляет SOS, мощность которого в экстренной ситуации не ограничивается). Использование гражданской связи в коммерческих целях запрещено, но никто из наших таксистов, видимо, этого не знает, и это им ведь совсем не мешает.
Ниже представлены фотографии приборов, получившие весьма положительные отзывы.
TTI TCB-880
ТТИ ТСВ-880. Цена — 3000 руб. Габариты — 156×51×176мм. Количество европейских/российских каналов — 400/400. Амплитудное шумоподавление. ЖК-экран с регулируемой яркостью. Чувствительность — 0,5 мкВ, избирательность — 60 дБ. Четыре ячейки памяти. SCN, DW. Уникальная функция: чтобы найти разрешенные за границей, просто введите буквенный код страны. Эту установку выбирают те, кто часто путешествует за пределы России. Страна производитель — Южная Корея.
РУБЛЕВЫЙ ДИАПАЗОН
Существует два способа передачи: амплитудная модуляция (АМ) и частотная модуляция (ЧМ). Последняя предпочтительнее — с ней и дальность связи больше, и речь разборчивее. В сетках есть частотные провалы — «дырки». Некоторые радиоустановки также работают на них. Водители-дальнобойщики предпочитают радио с европейской и российской сеткой и, что интересно, с амплитудной модуляцией; это устоявшаяся традиция в этом сообществе. Обычно они работают на 15 радиоканале сетки С на волне 27,130 МГц в России и 27,135 МГц в Европе (все европейские обозначения частот заканчиваются на 5, российские — на 0). А у таксистов специфика работы такова, что характер модуляции их не интересует; треск там есть на всех каналах, как АМ, так и ЧM. Их приоритеты — легкосъемная, многоканальная, позволяющая общаться с несколькими коллегами, диспетчером и т д. и долговечная.
Как выбрать? Перед покупкой заранее определитесь с местом установки, чтобы она подходила по размеру. Расположите динамик правильно: звук должен идти в вашу сторону. Для групповых поездок на отдых, рыбалку и т. д. предпочтительнее портативная, приспособленная для работы в автомобиле. Кстати, место для нее найти проще.
MegaJet MJ-200 Plus
МегаДжет MJ-200 Plus. Цена — 3000 руб. Габариты — 140×42×130 мм. Количество европейских/российских каналов — 120/120. Спектральный шумоподавитель. Регулировка чувствительности приемника. SCN, DW. ЖК-экран. Чувствительность — 0,5 мкВ, избирательность — 60 дБ. В тангенте есть кнопка смены волны. Эта многоканалка особенно популярна у таксистов, но ей пользуются и дальнобойщики. Страна производитель — Китай.
Еще один критерий — цена. Б/у радистанцию можно купить за полторы тысячи, но обязательно проверьте ее работоспособность в радиомастерской. Новые стоят от 2000 руб. Цена зависит от возможностей и, конечно же, от ее производителя. Однако реальные преимущества, в том числе и «дальнобойность», не всегда соответствуют цене. Некоторые известные бренды, изменив место сборки, значительно утратили свою надежность. Невысокая цена хороша и в том случае, если на посту ГИБДД посреди степи вас вежливо попросят оставить ее «на проверку». Вряд ли она вернется к вам…
Наконец, выбор зависит от умений покупателя: тот, кто не подготовлен, не сможет справиться со всеми устройствами. Известно немало случаев, когда установку с богатым набором возможностей ее владельцу удавалось отрегулировать так, что без вмешательства специалиста она уже не работала.
Vector VT-27 Lux
Вектор ВТ-27 Люкс. Цена около 4000 руб. Габариты — 180×35×140мм. Количество европейских/российских каналов — 450/450. Спектральный шумоподавитель. Высококонтрастный ЖК-экран. Чувствительность — 0,5 мкВ, избирательность — 60 дБ. Сенсорное управление. 10-сегментный S-метр. SCN, DW. Тангента с кнопками переключения и блокировкой. Соединение между микрофоном и радиопередатчиком защищено от «статики». Голосовой процессор ESP. Техника для широкого круга потребителей. Страна производитель — Китай.
Что предлагает рынок? Самые дешевые (цена — ниже 3000 рублей) до сих пор популярны, хотя и имеют минимум сервисных функций — только шумоподавитель и индикацию каналов на экране. Некоторые примеры: MegaJet MJ-100, Vector VT-27 Comfort. В радиостанциях за 3000-4000 рублей есть ЖК-экран и хороший набор сервисных функций. Вот примеры: MegaJet MJ-200 PLUS, TTI TCB-880, Vector VT-27 Lux. Тем, кто давно освоился в тонкостях СВ-связи, будет интересна более дорогая — многофункциональная, с большим количеством функций, наподобие Vector VT-27 Navigator. Наконец, существуют портативные, приспособленные для работы как внутри автомобиля, так и снаружи. Они представлены рацией «Штурман-882».
Но не только совершенство или цена оборудования определяет качество радиосвязи. Даже самую простую установку крайне важно правильно установить в автомобиле и настроить.
Vеctor VT-27 Navigator
Vector VT-27 Navigator. Цена — 5600 руб. Размеры — 150×40×140мм. Количество европейских/российских каналов — 450/450. Спектральный шумоподавитель. Большой цветной экран. Он защищен от перегрева большим радиатором из силумина. Силиконовый кабель тангенты мягкий и прочный. Дополнительные клавиши и джойстик позволяют одной рукой переключать каналы, регулировать громкость, шумоподавление и т.д. Кнопки изготовлены из износостойкого силикона. Связь микрофона с прибором защищена от «статики», характеристика линейная. Имеются функции SCN, DW, CTCSS, S-метр, KCB-метр, процессор ESP, каналы памяти. Она работает и в «дырках». Чувствительность — 0,5 мкВ, избирательность — 60 дБ. Она в основном ориентирована на аварийно-спасательные службы. Страна производитель — Южная Корея.
Нана справка:
CTCSS (Continuous Tone-Coded Squelch System) — система, в которой УНЧ (усилитель низкой частоты) закрыт электронным замком, а ключом является звуковой тон с полезным радиоперехватом(не слышимый ухом), исходящий от другого оператора. Ключ открывает УНЧ вызываемого оператора, и оба слышат только друг друга. CTCSS позволяет создать закрытую группу людей, работающих на одной частоте. Примером может служить группа таксистов и диспетчер.
DW (Dual Watch): одновременное прослушивание двух каналов. Они как два приемника, настроенные каждый на свою волну и включающиеся по очереди. Например, 15-й канал — свой, 9-й — аварийный.
ESP (Electronic Speech Processor) — электронное устройство для обработки, улучшения разборчивости речи или других звуков. Такие системы популярны у безголосых звезд шоу-бизнеса.
«Штурман-882»
«Штурман-882». Цена — 5800 руб. Портативная радиоустановка для работы в автомобиле и вне его. Габариты — 180×40×60 мм (с батареями). Количество европейских/российских каналов — 40/40. Плюс два дополнительных скрытых канала, которые работают в «дырках», где меньше шума и посторонних ушей. Спектральный шумоподавитель. Светодиодный экран. Чувствительность — 0,12 мкВ, избирательность отличная — 75 дБ. Для портативной эти показатели являются определяющими. Мощность — 8 Вт при питании от бортовой сети автомобиля, 6 Вт — от собственных аккумуляторов. Функция VOX. Можно подключить компьютерную гарнитуру. Звук громкий, речь разборчивая. С комплектом аккумуляторов емкостью 2700 мАч можно принимать 64 часа. Рекомендуется любителям экстремального отдыха, охотникам, рыбакам, автотуристам, и т.д. Изготовитель Россия, КБ «Беркут».
КСВ (коэффициент стоячей волны) — отношение суммы напряжений активного и реактивного сигналов (направленного на антенну и возвращенного) к их разности. Он характеризует реальный КПД и дальность связи. При хорошем согласовании сигналов КСВ равен единице. А вот при КСВ больше 3,0 прибор может сгореть: почти вся энергия уходит на ее нагрев.
PA (Public Address System) — с выносимым динамиком. Такой «мегафон» позволяет общаться с другими водителями и пешеходами, например, зазевавшимися.
S-метр — это устройство, которое отображает уровень радиоперехвата. Оно может быть стрелочным, на ЖК-экране это обычно выглядит как «активная линейка». Если оператор случайно выключил громкость, об этом напомнит S-метр.
SCN — это сканер, который помогает найти рабочий канал, настроить передатчик (иногда каналы и сетки обозначаются по-разному). Функция та же, что и в автоприемнике.
Vox — это функция для активации радиостанции голосом. Она позволяет общаться в прямом эфире, не отрывая рук от руля.
Амплитудный шумоподавитель — это электронное устройство, которое создает своего рода барьер для шума и, следовательно, для полезной радиосвязи. Если амплитуда выше барьера, барьер открывается и он проходит через УНЧ. Существуют ручные и автоматические шумоподавители, последние более грубые и менее эффективные.
Избирательность — это способность выделять основную связь из всего принятого спектра сигналов-шумов. Измеряется в дБ: чем выше показатель, тем лучше, и эта зависимость нелинейна. 75 дБ — отличный показатель, а, например, 60 дБ — посредственный!
Линейной характеристикой микрофона является его способность подавать на радиосвязь одного уровня независимо от расстояния до губ говорящего.
Спектральный шумоподавитель оценивает как уровень сигнала, так и его форму. Это помогает отличить полезный сигнал от шума и даже слабый может пройти через высокий шумовой барьер. В результате будет меньше шума, больше дальность связи.
Тангента — переключатель, при нажатии которого включается радиопередатчик, при отпускании — приемник.
Чувствительность — способность приемника уловить слабую радиосвязь от антенны. Измеряется в мкВ. Чем ниже это число, тем лучше. Например, для портативной с короткой антенной 0,12 мкВ — отличный результат.