- В каких ситуациях используют рации?
- Из чего состоит рация?
- Принцип работы
- Как подготовить к работе?
- Подключение к питанию
- Установка антенны
- Настройка
- Как правильно настроить
- Настравание портативных
- Как настроить авторацию
- Правила монтажа автоантенны
- Разрешенные частотные диапазоны
- Запрещенные частоты
- Как общаться
- Правила общения
- Возможные причины плохой связи
- Правила безопасности
В каких ситуациях используют рации?
Помимо пешего похода, где использование рации не прихоть, а необходимость, радиостанции актуальны и во время групповой велопрогулки или конной прогулки в компании друзей (для быстрой связи между теми, кто движется в начале колонны и в конце). Без радиосвязи не обойдутся активные виды отдыха, такие как рыбалка и охота. Не стоит забывать и о необходимости такого устройства для больших семей, отправляющихся на горнолыжный курорт, развлекающихся в пейнтбольном клубе или путешествующих на автомобиле. Общаться с родными и друзьями в роуминге дороговато, поэтому на помощь приходит радиостанция.
Из чего состоит рация?
Комплектация стандартна: передатчик и приемник. Передатчик преобразует полученные данные (аудио или текст) и отправляет эту информацию другому абоненту посредством радиоволн. Голосовая информация преобразуется в радиосигнал модулятором. Зона ответственности приемника — преобразование радиочастот с помощью дешифратора в привычные для человеческого уха звуки — акустические колебания.
Принцип работы
Как работает рация? Большинство используют для передачи голосового сигнала принцип называют «Push-to-talk»/PTT, то есть «нажми, чтобы говорить».
Как пользоваться ? Чтобы собеседник прослушал аудиотекст, необходимо сначала нажать кнопку, а затем отпустить ее для активации режима приема. Чаще всего такая кнопка находится сбоку, на корпусе рации. А сотрудникам силовых структур предлагают использовать рации с цилиндрическими кнопками, так как такую радиостанцию легко спрятать в кулак.
Отличие рации от мобильного телефона в том, что общение по мобильному телефону осуществляется в формате один на один, а по рации — один канал связи доступен многим людям (их количество не ограничено). Но радиосигнал передается одним пользователем.
Как подготовить к работе?
Прежде чем положить радиостанцию в рюкзак, убедитесь, что она заряжена. Не забудьте проверить уровень заряда батареи незадолго до отъезда. Если нет возможности зарядить рацию, берите с собой аккумуляторы, а когда вся группа в походе вместе, рекомендуем выключать радиостанции для экономии заряда батареи.
Если вы не планируете использовать радиостанцию, даже когда она выключена, не храните ее при низких температурах; рацию лучше положить в спальный мешок или в карман теплой одежды.
Также рекомендуем заранее проверить работу. Для этого незадолго до поездки оставьте ее в определенном месте и займитесь своими делами, не забывая периодически проверять уровень и качество радиосвязи. Кстати, таким образом вы сможете проверить как максимальную дальность передачи сигнала, так и работу радиостанции несмотря на возникающие препятствия в виде любых городских построек.
Дальность радиосвязи: от 600 м до 5 км, в зависимости от местности. А препятствиями для связи могут быть перемены погоды, деревья, многоэтажки.
Используемые частоты современных радиостанций. Существует 4 класса частот:
— LPD: волна — 70 см, способна справляться с небольшими препятствиями;
— СВ: волна — 11 м, способна справляться с большими препятствиями;
— профессиональный VHF: волна — 2 м, поддерживает связь в пределах населенного пункта;
— PMR: волна — до 70 см, чаще используется именно в городе.
Как настроить: во-первых, синхронизируйте каналы, коды и тоны. Все приборы должны быть настроены на один и тот же код, тон и канал. Для поддержания радиосвязи все участники похода должны настроиться на один и тот же код, тон и канал. Проверить, не занят ли ваш канал, очень просто: нажав кнопку передачи «Нажми и говори», задайте вопрос: «Канал свободен?».
Храните прибор в таком месте, откуда ее можно будет легко и быстро извлечь в случае необходимости. Но в то же время расположите ее так, чтобы случайно не нажать кнопку радиопередачи.
Широкий выбор дает выбрать водонепроницаемую или непотопляемую рацию. Если ваше устройство не такое, то лучше положить ее во внутренний карман верхней одежды.
Чаще всего ею пользуются туристы, дальнобойщики и сотрудники службы безопасности (охрана в супермаркетах, торговых центрах и организациях, на массовых мероприятиях, а также телохранители). Выбор моделей представлен в широком ассортименте и на разный бюджет.
Подключение к питанию
Следующее руководство по монтажу CB-рации в автомобиле предназначено не для тех, кто использует устройство ежедневно и профессионально, а для тех, кому оно нужно для периодического использования, в основном в дальних поездках. В этом случае большинство водителей предпочтут не устанавливать рацию в салоне на постоянной основе, портя интерьер и провоцируя парковочных воров, а захотят временно разместить ее в подходящем месте: между сиденьями, между сиденьем и боковой стойкой, либо в лотке для мелочей под торпедо, как это сделано, к примеру, на фото:
Установили рацию — подключаем к ней питание! Есть мнение, что радиостанцию в машине непременно надо подключать отдельной проводкой от аккумулятора, но такое решение больше идет для повседневного использования. В нашем случае случайного использования в этом нет абсолютной необходимости, гораздо больше удобства взять питание от гнезда прикуривателя. Это самое простое, быстрое и в то же время, подчеркнем, совершенно правильное подключение. Это не халтурный компромисс, как думают некоторые: он отвечает всем требованиям, как в плане силовой части, так и в плане непосредственной работы радиостанции в эфире.
Такое подключение абсолютно безопасно для электропроводки и делается за полчаса. И самое главное, оптимально в случае с новым автомобилем и вредными гарантийщиками, которые только и ищут повод для отказа в гарантии по неправдоподобным причинам.
У радиостанции с выходной мощностью 4-5 Вт максимальный ток потребления не превышает 2-3 ампер, а для радиостанции с выходной мощностью 8-10 Вт — менее 5 ампер, что составляет минимум в два-три раза меньше тока предохранителя, защищающего гнездо прикуривателя.
Для подключения к прикуривателю удлиняем два провода питания, выходящих из радиостанции — черный и красный — спаивая или скручивая их до длины 1-2 метра (в зависимости от предполагаемого места монтажа устройства) . На конец присоединенного провода припаиваем (центр — плюс, боковые контакты — минус) стандартный разъем «папа» в прикуриватель, который продается в каждом автомагазине, и также в интернете.
ВАЖНО! Штекер троса питания должен быть вставлен точно в прикуриватель в торпедо; нежелательно использовать разветвители, качество которых часто бывает неприемлемым!
Если гнездо прикуривателя всего одно, а в пути нужно питать телефон, регистратор и другие устройства, а гарантийный срок закончился и ваши умелые руки не боятся тащить провод из-под капота в салон, то можно подключить напрямую к аккумулятору. Хотя еще раз заметим в скобках: такое подключение не имеет никаких преимуществ перед питанием через прикуриватель, ни с точки зрения электробезопасности, ни с точки зрения качества связи.
В этом случае потребуется купить обычный трехметровый (примерно) сетевой кабель сечением 2х1,5 мм, упаковать его по всей длине в пластиковую гофру и протащить от аккумулятора в салон через какое-то резиновое уплотнение мониторного щита. Клеммы под болтики М6 и 10-амперный предохранитель обжимаются или припаиваются к концам проводов возле аккумулятора (предохранитель ставится на плюсовой провод рядом с аккумулятором), а к двум противоположным концам подключается хвост питания радиостанции с соблюдением полярности. Место соединения проводов тщательно изолируется клеевой лентой или термоусадкой.
Установка антенны
Станция установлена и подключена, теперь монтируем антенну. Будем считать, что она у нас быстросъемная на магнитной подошве, не потребуется портить кузов для монтажа. Поэтому приведем лишь некоторые общие тезисы, не углубляясь в дополнительную теорию.
- Антенны длиной около метра и даже меньше рабочие, но крайне неэффективны. Зависимость КПД от размера прямая, при покупке следует отдать предпочтение длинной близкой к двум метрам. Однако по мере увеличения размера растет и цена.
- Оптимальный монтаж — на крыше (в центре или на краю, разницы практически нет). Похуже — в багажнике, но тоже вполне приемлемо. Чтобы не испортить краску на крыше, под магнит подкладываем полиэтилен.
- Кабель к станции проходит между уплотнителем двери и дверным проемом или между крышкой багажника и уплотнителем проема багажника и входит в салон. Следите за тем, чтобы уплотнения не оставляли на тросе заметных вмятин!
- Антенный трос на магнитной подошве нельзя произвольно укорачивать или удлинять: его длина должна оставаться неизменной, примерно 3,6 м. Излишки прячем под сидения или коврики, не скручивая в кольца и витки.
- А теперь самое главное: антенны в магазине продаются ненастроенными, так как настраивание зависит от места монтажа на конкретном автомобиле. В большинстве случаев регулировка осуществляется изменением размера штыря (вытягиванием и задвиганием), для чего в комплекте имеется небольшой шестигранный ключ. Место регулировки будет написано в инструкции.
Настройка
Собственно, это самый важный и интересный момент во всей нашей истории. Вы можете заказать профессионалов для настравания — эти услуги недорогие, предлагаются на остановках для грузовиков и возле крупных придорожных автомагазинов, занимает все менее получаса. Но многие предпочитают решать проблему самостоятельно, исповедуя принцип «хочешь сделать правильно — сделай сам!» и они хотят иметь свой личный набор инструментов для управления состоянием антенны в будущем. Для них — новичков радиолюбителей — следующий ниже мастер-класс. Опять же — просто алгоритм, без вникания в ненужную теорию и физику происходящих процессов, в которые каждый при желании может окунуться.
Для этого нам понадобится устройство под названием КСВ-метр (измеритель коэффициента стоячей волны), которое легко купить: Google в помощь. Самая простая модель не дорогая. стоимость составляет от 500 до 1000 рублей. Самый распространенный прибор, который уже много лет продается под разными названиями (КСВ-420, 430, КВ-520 и т.д.), по сути, является одним и тем же китайским КСВ-метром с тем же принципом работы и тем же обозначением переключателей и разъемов. Аппарат, конечно, более чем средний, но для нечастого использования сойдет.
![]() |
![]() |
Также нам понадобится высокочастотный соединитель того же стандарта, что и гнездо на рации и штекер на кабеле. Необходимо включить КСВ-метр между радиостанцией и антенной без значительного удлинения антенного троса. Подойдет переходник бочонок «формата» «папа-папа» (для жесткого соединения) или короткий (10-20 см) антенный кабель, также с разъемами «папа» на обоих концах. Стандартный разъем более известен под названием «PL», именно так его и следует заказывать в магазине.
Рация подключена к питанию, антенна на крыше, трос заведен в салон. Радиостанция имеет канал, соответствующий «частоте дальнобойщиков» (обычно это 15 канал сетки «D», частота 27,135 МГц), включен режим FM (только для настраивания, т.к на автомобильном канале работают в AM). Приступаем!
- Подключите КСВ-метр между радиостанцией и антенной: соедините разъем антенны радиостанции «бочонком» или коротким тросом с разъемом КСВ-метра с пометкой RTX, вставьте антенну в разъем КСВ-метра с пометкой ANT. (Если разъемы КСВ-метра не помечены, вставьте их по желанию; КСВ-метр, в принципе, симметричный прибор).
- Установите переключатель PWR/SWR на КСВ-метре в положение «SWR», а переключатель FWD/REF — в положение «FWD».
- Включите и нажмите PTT, чтобы войти в режим передачи. Удерживая кнопку PTT, поверните ручку «CAL» на измерителе КСВ, пока стрелка не укажет на «10» на шкале SWR. Отпустите РТТ.
- Переместите переключатель FWD/REF в положение REF, снова нажмите тангенту PTT. Удерживая ее, посмотрите на значение КСВ на шкале SWR. Наилучший КСВ равен 1, если он больше 1,5, то требуется настраивание.
- Увеличив размер штыря (или другого регулировочного элемента) на 1-2 сантиметра, снова снимите мерку, повторив шаги со второго по четвертый инструкции, которая писали тут. Если после регулировки значение КСВ увеличилось, значит, размер надо уменьшать, а не увеличивать. Путем постепенного изменения размера и последующих измерений раз за разом добейтесь минимальных показаний индикатора по шкале SWR: около 1, но не более 1,5.
И это все. Как видите, это не так уж сложно. Зато теперь в дороге можно слышать речь дальнобойщиков, иногда полезные, иногда не очень. И не забывайте, что с вами в машине могут ехать дети, которым еще рано слушать эти слова.
Как правильно настроить
Современные технологии позволяют нам всегда быть на связи, вне зависимости от места пребывания, погоды, наличия или отсутствия сотовых сетей. Все это возможно благодаря радиосвязи — варианту связи, использующему в качестве носителей информации радиоволны разных частот.
Сегодня большую часть рынка радиооборудования представляют рации и радиостанции, которые могут использоваться в качестве средства связи для автомобилистов и военных, охранников и охотников, рыбаков и лыжников. Простое решение купить рацию иногда спасает вас в щекотливых ситуациях, когда нужно позвать на помощь для спасения жизни или передать специальную информацию.
Но оказывается, что отличное качество связи для приема и передачи рации достигается далеко не всегда.
В основном это связано с тем, что выбранная рация должна быть настроена на нужный канал. То есть изначально любая , будь то любительская или профессиональная, может работать не на полную мощность или работать с помехами. Современные цифровые рации не нуждаются в настраивании, т.к. имеют встроенную кнопку, позволяющую автоматически настроить устройство на необходимый канал. Остальные рации условно можно разделить на портативные (носимые) и автомобильные (стационарные). Конфигурация этих двух типов раций во многом схожа, хотя и есть некоторые особенности.
Настравание портативных
Портативные рации в любительском диапазоне (433-434 МГц) не требуют регистрации в радиочастотном центре, поэтому их настраивание — достаточно простой процесс. Перед покупкой следует выяснить, поддерживает ли рация сменные антенны, на случай, если вы захотите увеличить мощность. Также важным моментом в эксплуатации раций является их подгонка друг к другу.
Для этого на каждой радиостанции необходимо установить одинаковый номер канала и субкод. Только тогда выбранные радиостанции будут без проблем работать друг с другом. Чтобы что-то рассказать, просто нажмите и удерживайте кнопку начала разговора. После отпускания кнопки рация ждет приема от другого устройства. Важным элементом портативной рации является выбор позывного (индивидуальный опознавательный сигнал).
Это может быть любой буквенный или числовой псевдоним, уникальный для выбранной радиосистемы.
Последующее настраивание рации включает настраивание антенны. Более подробно рассмотрим ниже. А пока просто имейте в виду, что для ее настраивания вам понадобится антенный анализатор. Но во многих случаях в первом приближении достаточно прибора под названием КСВ-метр.
С его помощью нужно настроить антенну на минимальный коэффициент стоящей волны. Как правило, значение КСВ 1,5 или меньше считается оптимальным. Также особенно важно понять, что чем выше значение КСВ волны, тем выше процент потерь мощности при передаче сигнала. Но на практике добиться КСВ = 1 практически невозможно. Если коэффициент стоящей волны больше трех, работа в таких условиях может вывести из строя каскад передатчика.
Поэтому ненастроенная рация запросто может выйти из строя.
Как настроить авторацию
Перед настраванием авторации необходимо выполнить некоторые обязательные действия. Они не только повысят эффективность последующего настраивания, но и сведут к минимуму вероятность отказа трансивера в будущем. Обычно такая рация представляет собой стационарный блок, закрепленный в автомобиле, и выносную антенну. Именно авторация во многом играет ключевую роль в обеспечении качества связи. Поэтому необходимо знать основные правила при монтаже автоантенны.
Правила монтажа автоантенны
- Не допускается монтаж антенны на опорные элементы. Всегда старайтесь устанавливать автоантенну на несущий кузов. Так мы обезопасим себя от возможных потерь в эффективности передачи радиосигнала.
- Обязательно найти самую высокую часть кузова и установить на нее автоантенну, обычно на крыше. Чем выше установлена автоантенна, тем сильнее сигнал.
- Антенное полотно должно быть установлено на расстоянии не менее 0,5 метра от любой металлической поверхности, параллельной ему. Это предотвратит возможные отражения и поглощения сигнала.
- Положение магнитной антенны на крыше автомобиля мало влияет на коэффициент стоящей волны. Поэтому всегда старайтесь фиксировать магнит в том же положении после его снятия.
Разрешенные частотные диапазоны
Далее рассмотрим разрешенные в России частоты без регистрации. Сегодня могут использоваться станции в диапазонах CB, LPD и PMR и только физическими лицами.
Короткие волны 27 МГц не регулируются, пока мощность не достигнет 10 Вт. Величина волны СВ — 11 метров. Эта волна может преодолевать небольшие препятствия. Подходит для леса и пересеченной местности. Чтобы войти в разрешенные рамки антенна должна быть достаточно короткой. Укорочение снижает дальность связи. Улучшить качество связи можно, установив в автомобиле антенну. Этот канал используется дальнобойщиками. В диапазоне си-би связь может достигать до 80 км. Радиостанции Baofeng не совместимы с этим диапазоном.
Разрешенные частоты диапазона LPD в России составляют 433 МГц — 434 МГц. Допускается 69 каналов LPD с шагом 12,5 или 25 кГц, мощность не должна превышать 10 мВт, также запрещено использование внешних антенн и ретрансляторов. Ниже приведены разрешенные в России частоты для диапазона LPD.
Диапазон PMR
В России разрешены частоты 8 выделенных каналов радиосети с шагом 12,5 кГц, и Baofeng совместимы с этими каналами. В Соединенных Штатах этот диапазон известен как FRS. Для использования без лицензии необходимо, чтобы ее мощность не превышала 0,5 Вт. Также законом запрещены дополнительные внешние антенны и репитеры.
Разрешенные каналы диапазона PMR, МГц:
- 446.00625
- 446.01875
- 446.03125
- 446.04375
- 446.05625
- 446.06875
- 446.08125
- 446.09375
Станция Baofeng поддерживает два диапазона: PMR и LPD.
Запрещенные частоты
Штрафы до 10 000 рублей, конфискация и еще более серьезные последствия могут грозить тем, кто нарушит правила радиопереговоров или пользования радиочастот и случайно выйдет на связь во время проведения государственного мероприятия.
Закрытые в России диапазоны частоты:
- 136-131 МГц — служба космической эксплуатации «Космос-Земля»;
- 149-171 МГц — правительственная связь;
- 171-173 МГц — МВД России;
- 173-174 МГц — Минобороны РФ;
- 450-470 МГц — МВД России;
- 495-505 МГц — международная частота бедствия для радиотелеграфии с кодом Морзе.
Как общаться
Для перехода в режим передачи сообщения необходимо нажать кнопку PTT. Помните, что все, что вы транслируете, услышат все рации, настроенным на один и тот же канал. Нельзя ответить и слушать одновременно. Если несколько радиостанций включены одновременно, будет слышен шум или самый сильный сигнал из всех. И не забывайте, что сказать следует только после нажатия кнопки PTT. Но ни в коем случае не до нажатия или одновременно.
Правила общения
Перед тем, как начать вести общение необходимо представиться, из чего будет понятно, кто говорит. Если вы получили какую-либо информацию от вызывающего, подтвердите, что вы ее приняли. Если у вас с кем-то долгий разговор, попросите собеседника переключить канал, чтобы вам не пришлось занимать общий.
Возможные причины плохой связи
Не сложнее выяснить, почему магнитола не ловит радио. В первую очередь проблема связана с неисправностью антенны. При повреждении экранной оболочки провода связь будет некачественной и слишком шумной. Если трос был деформирован или оборван, разъем разболтался, а штекер, который вставляется в магнитолу, отошел, то рация может вообще перестать работать.
При использовании активной антенны плохой прием сигнала связан с отсутствием подключения питания к усилителю. Другая проблема связана с плохим контактом между диполями приемника и модулем усилителя, что происходит в результате окислительных процессов или деформаций.
Следующая причина, по которой рация плохо ловит, это большое расстояние между ретранслятором или радиовышкой и приемником, либо сильные помехи искусственного и естественного происхождения, мешающие нормальному прохождению сигнала.
Иногда автомобилисты замечают, что связь ухудшается после включения стеклоочистителей, системы обогрева или омывателя лобового стекла.
ВАЖНО! Такой дефект возникает из-за искрения между щетками моторчиков.
Недорогие модели магнитол китайского производства начинают выходить из строя и ловить помехи из-за наличия в салоне других электронных систем. Это часто происходит после запуска видеорегистратора.
Ну и одна из самых частых причин помех — неисправность самого тюнера. Также при активном использовании системы происходит повреждение динамиков. В результате этого они издают хрипы и треск, мешающие нормальной настройке параметров радиоприемника.
Правила безопасности
- не переделывайте;
- ремонт должен производиться специально обученным специалистом;
- не используйте прибор, если антенна повреждена. Вы можете обжечься;
- запрещается входить с включенной станцией, заряжать ее в непосредственной близости от взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ;
- выключите станцию перед посадкой в самолет, чтобы не вызвать сбои у приборов самолета;
- нельзя находиться с включенной станцией рядом с местом взрыва;
- не оставляйте радиостанцию под прямыми солнечными лучами или вблизи источников тепла или огня. Она может взорваться при нагревании;
- в автомобилях с подушками безопасности запрещается держать станцию на крышке подушки безопасности или перед ней, чтобы не вызвать автонадув;
- держите радиостанцию на расстоянии не менее 2,5 см от тела;
- никогда не включайте вещание станции без подключенной антенны! В этом случае в трансивере может сгореть выходной каскад передатчика;
- при монтаже клипсы для ремня никогда не используйте клей. Это может повредить полностью целостность корпуса батареи;
- выключите устройство и только после этого извлекайте аккумулятор;
- используйте только батареи, указанные производителем. Имейте в виду, что аккумуляторные батареи взрываются;
- не выбрасывайте аккумуляторы вместе с бытовыми отходами, так как их разложение отравляет окружающую среду.