- Для чего нужна авторация автомобилисту
- Можно ли с помощью прибора узнавать о засадах ДПС?
- Можно ли с помощью нее узнавать о пробках?
- Можно ли выяснить с помощью нее качество автозаправки?
- Можно ли с помощью нее получить топливо?
- Разрешение на установку авторации на автомобиль
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 № 1800 «О порядке регистрации»
- Чем отличается радиостанция от рации? Нужна ли регистрация
- Чему не нужна регистрация
- Процедура
- Для РЭС СКР и радиоастрономической службы
- Для телевидения и радиовещания
- Для фиксированной службы
- Для сухопутной подвижной службы
- На судовый радиопередатчик
- Порядок получения лицензии на эксплуатацию радиочастотных полос для РЭС МПС, радиолокационной и радионавигационной служб, службы радиоопределения, службы стандартных радиочастот и сигналов времени, ВСМ, любительской, фиксированной и сухопутной подвижной в диапазонах до 30 МГц, а также устройства речного флота на внутренних водных путях
- Безлицензионные полосы в РФ: нужна ли регистрация?
- Обзор некоторых моделей радиостанций, работающих на безлицензионных полосах
Для чего нужна авторация автомобилисту
Рассмотрим несколько типичных ситуаций, когда она могла бы помочь среднестатистическому автовладельцу, совершающему поездки «дом-работа-магазин-дача» + региональные маршруты выходного дня, в его поездках и повседневных нуждах.
Чтобы выяснить практическую пользу от радиосвязи на автомобильном радиоканале 27,135 мГц, был проведен эксперимент, в котором поставили в автомобиль простейший комплект оборудования (радиостанция без монтажа, просто уложенная на противоскользящий коврик на торпедо и подключенная к гнезду прикуривателя + магнитная антенна) и несколько дней катались по Москве и МО.
Главной целью была непредвзятость и объективность — отсутствие опыта применения автомобильной радиосвязи и заморочек на связанных с ней мифах и легендах.
Можно ли с помощью прибора узнавать о засадах ДПС?
50/50. На больших трассах очень эффективно работает система оповещения между дальнобойщиками, всегда можно услышать о засаде, и даже самому спросить. Однако, если вы едете по местной дороге через деревню, где прячутся гаишники, по радиосвязи о них почти наверняка не получится узнать; маловероятно, что по этому маршруту вас проехала машина с авторацией и сейчас она все еще находится в зоне действия связи. Здесь все как с миганием фарами: большинство, миновав засаду, мигнет нескольким машинам и все. А моргать стоит долго и упорно, пару километров и до ближайшего поворота. Но мало кто так делает…
Так или иначе, во время эксперимента была принята своевременная новость практически обо всех засадах на крупных федеральных трассах, а один раз даже предупредили о засаде с радаром-треногой за пределами населенного пункта на кольце А-107 — переносной радар стоял на выезде из села и был направлен на разгоняющиеся после деревни авто. Интересно, что гаишники сидели возле штатива с гарнитурой в персональном Suzuki SX4, а не в рабочем автомобиле с синими номерами!
Можно ли с помощью нее узнавать о пробках?
Будущему радиопользователю может показаться, что рация в условиях мегаполиса — эффективный инструмент для получения сведений о пробках и способах их избежать, но это, к сожалению, не так. Вопросы о пробках можно задавать только на основных магистралях города; если мы говорим о Москве, то в основном это МКАД. Там по радио правда можно найти сведения о приближающейся пробке, о том, по какой полосе проехать быстрее, о причинах пробки. А на улицах центра города, как правило, нет больших грузовиков, в которых большинство владельцев оснащены авторацией, и отправить информацию, собственно, не кому. К тому же в городе очень «загрязненный» эфир: присутствуют помехи, реклама и т.д.
Можно ли выяснить с помощью нее качество автозаправки?
Незначительная дорога в Подмосковье. Заправка с сомнительным названием «У Максима» с грязными старыми ТРК и непонятным качеством бензина. Остановились возле нее намеренно и без особой надобности; представьте, что лампочка уровня топлива горит уже двадцать километров, а «У Максима» надо заправляться кровь из носа.
Как не нарваться на «паленое» топливо? Попробуем спросить в прямом эфире: может быть, кто-то знает эту заправку и скажет, что бензин там некачественный и заправиться совершенно невозможно. Или наоборот — «заправка непрезентабельная, а топливо отличное». Впрочем, полчаса ожидания на обочине возле «Максима» и почти непрерывные крики о помощи в эфире ни к чему не приведут — дорога местного значения, большегрузы по ней почти не ездят, а пассажиропоток слабый, нужных нам машин с характерными антеннами не видно.
Заправка крупного бренда на большой трассе: останавливаемся и повторяем вопрос. Поскольку рядом с заправкой находится стоянка для грузовиков, где ночуют десятки машин, ответ приходит незамедлительно:
— Заправляйся, не бойся! Соляра отличная, бензин тоже!
Спасибо, конечно, но эта информация, увы, малопригодна: большие сетевые колонки обычно не вызывают нареканий по качеству топлива, так что эффективность в этом вопросе вызывает сомнения.
Можно ли с помощью нее получить топливо?
Другая ситуация. Представим, что мы, как говорят бывалые водители, «обсохли»: не рассчитали топливо до ближайшей заправки и заглохли. Отъезжаем на обочину и выходим в эфир: просим пять литров бензина или помочь съездить до ближайшей заправки и подвезти топливо.
— Ребята, помогите — стою на А-108 между Малино и Карпово, кончился бензин — Помогите!
Откликаются довольно активно, но сплошь грузовики. Они готовы перелить от 5 до 10 литров, у них всегда есть электронасос со шлангами для перекачки из бака в бак, но топливо только дизельное. А нам нужен бензин! Понятно, что бесполезно просить везти нас с канистрой на заправку и обратно: ни один грузовик ради этого не прервет свой рейс.
Мы изменили тактику — искали в потоке машины с характерными сибишскими антеннами и адресно кричали им:
— Эй, на черном ховере, помоги мне — я стою на обочине на серебристом фольксвагене, ты его только что проехал. У нас кончился бензин! Отвезите лодку на заправку!
Увы, здесь просто нет ответа: либо людей нет в эфире, либо они не слушают из-за музыки, либо (что более вероятно) делают вид, что не слушают… И их, в общем-то, можно понять: ситуация сомнительная, возможно, о помощи просят мошенники, аферисты или какие-то последователи «банды ГТА», память о которых еще свежа. Словом, если бы у нас была дизельная машина, проблема решилась бы с помощью дальнобойщиков за 10-15 минут, а вот с бензином ничего не вышло.
Разрешение на установку авторации на автомобиль
Сегодня вы вряд ли встретите человека, который не знает, что такое рация. И хотя они не так распространены, как мобильные телефоны, и, конечно же, ими пользуются не так много людей, все мы знаем, что это такое. Рация — портативный приемопередатчик, используемый для оперативной связи. Однако радиус применения может быть весьма широк. Это охота и рыбалка, отдых и туризм, экстрим, грузовые перевозки, строительные работы, охрана и многое другое.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 № 1800 «О порядке регистрации»
Установлено, что: разрешения на эксплуатацию на применение радиоканалов для судовых радиостанций (лицензии), выданные в установленном порядке до вступления в силу настоящего постановления, действуют до истечения указанного в них срока; радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства государственных органов и организаций, используемые для нужд органов государственной власти, для нужд обороны страны, безопасности государства и правоохранительных органов, выделение (присвоение) радиоканалов которым осуществляется Министерством обороны Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, подлежат регистрации в ФСБ Российской Федерации и ее территориальных органов.
Регистрация осуществляется ФС по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в целях учета источников электромагнитного излучения, влияющих на целевую эксплуатацию радиоканалов путем соответствующей записи в реестр зарегистрированных радиоэлектронных средств и ВУ. Регистрации подлежат устройства, предусмотренные перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Полное название: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 году № 1800 «О порядке регистрации».
Чем отличается радиостанция от рации? Нужна ли регистрация
Применение их в быту сегодня становится все более распространенным явлением. Однако, в отличие от мобильных телефонов, которыми мы можем пользоваться прямо из коробки, с рациями все немного иначе. Мобильные приемопередатчики работают в определенных диапазонах:
- любительский (КВ);
- гражданский (СВ);
- служебный (LB);
- высокочастотный (VHF);
- ультравысокочастотный (UHF).
Они различаются как по частоте, так и по длине волны. И если, например, вы можете свободно общаться в радиолюбительском от 0,1 до 28 МГц, то для рации в ВЧ (136-172) потребуется специальное разрешение. Об этой процедуре, известной как регистрация прибора, мы и поговорим сегодня.
Чему не нужна регистрация
Как зарегистрировать и каким приборам нужна регистрирация? Начнем с трансиверов, работающих в гражданском (CB). Он является коротковолновой радиосвязью. Для этих приборов (27 МГц) не требуется лицензия. Такая связь доступна для всех граждан Российской Федерации. Рации в гражданской сфере очень популярны на открытых пространствах, например, у дальнобойщиков.
Когда необходима связь в условиях плотной городской застройки, на помощь приходят радиостанции диапазона 420-473 МГц. Их несомненными достоинствами являются дальность и стабильность связи. Однако, если вы захотите поставить такой трансивер в свой автомобиль, вам нужно будет получить согласие.
Если вы хотите получить маломощный аппарат, работающий в LPD (433,075-434,750) и PMR (446-446,1), вам также не нужно получать никаких документов.
Процедура
Прежде всего, вам нужно будет получить свой позывной (имя в канале). А для этого нужно выучить вопросы и войти и написать экзамен в любом радиоклубе (на ваш выбор). После успешной сдачи Вам будет присвоена соответствующая категория (от 4 до 1), а Радиочастотный центр выдаст справку об образовании опознавательного позывного.
Следующим шагом для успешной регистрации авторации будет обращение в Государственную комиссию по ГКРЧ, где в течение некоторого времени будет определена полоса, которую вы можете использовать для радиопереговоров.
Процедура регистрации трансивера в территориальном управлении Роскомнадзора завершит постановка на учет в территориальном управлении Роскомнадзора. Там вам предложат заполнить заявку установленной формы с указанием личного позывного, названия, типа и технических характеристик регистрируемого аппарата. После подачи заявления в течение десяти дней будет выдано свидетельство о регистрации и вы получите лизензию.
Точно такие же процедуры нужно будет проделать любителям охоты и заядлым рыбакам, использующим рации в ВЧ УКВ (136-172).
Ассортимент сегодня настолько велик, что даже самому взыскательному покупателю будет представлено большое разнообразие аппаратов различных частотных диапазонов, назначения и при этом по достаточно привлекательным ценам. Если вы раздумываете, оборудовать ли свой автомобиль рацией или купить ли ее для воскресной рыбалки, не раздумывайте! Ведь она позволит вам всегда быть на связи и быть в курсе всего, что происходит вокруг вас!
Все сталкиваются с тем, что пользоваться ею так просто, что можно разговаривать с кем угодно и даже не задумываться о том, что пользование радиочастотными полосами регулируется определенными документами. Разные частоты используются для разных видов связи.
Видимо, люди уже забыли те времена, когда для оплаты мобильного телефона необходимо было оформление соглашения на покупку радиопередающего прибора и правила пользования.
Ведь электронные товары продаются в любом интернет-магазине, в любом магазине и даже в компьютерных магазинах.
Получается, не все полосы гражданские. Дело в том, что кроме гражданских есть группа военных и служебных . Так, например, в авиации для связи в воздухе между воздушными судами, авиадиспетчерами с воздушными судами и обслуживающим персоналом используются различные полосы. На самом деле их почти десяток для разных служебных нужд, есть даже отдельные для трансляции погоды. Также есть отдельные для полиции, служб госбезопасности и скорой помощи. Есть и специальные для военных.
В армии имеются системы связи ближнего и дальнего действия. Там есть оборудование для тропосферной связи. Радиолокаторы и спутниковая связь также работают на отдельных Гц. Гражданскому присвоено несколько полос. На самом деле их много, но для радиолюбителей они сложны или громоздки, ведь сами понимаете, что для связи на 160-метровых волнах нужны огромные антенны. Но все не так уж плохо. Если человек хочет пообщаться с помощью раций, то для него есть вариант, так сказать, дешевый и сердитый.
Главное понимать, что вы можете использовать только ограниченное количество Гц.
Так, для ближней связи можно использовать 144-146 и 430-440, кстати, многие брелоки для автосигнализаций работают в 433 МГц.
Для РЭС СКР и радиоастрономической службы
Примечание:
1. При использовании в качестве основания для запроса решения ГКРЧ о выделении полосы неопределенному кругу лиц заявление на выделение полосы не требуется.
2. Для оказания услуг связи необходимо получить лицензию Роскомнадзора. Лицензия должна быть выдана до подачи заявки на присвоение частоты, вне зависимости от экспертизы ФГУП «ГРЧЦ».
3. Для получения права на осуществление спутниковых передач с орбитально-частотным ресурсом (далее — телерадиовещанией) и соответствующих полос, выделенных для целей радио- и телевещания, заявители должны представить документы, указанные в приложении 3 к Проекту проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с существующими и планируемыми к эксплуатации РЭС, рассмотрения материалов и принятия решения о выделении (присвоении) радиоканалов в пределах выделенных полос, утвержденных решением ГКРЧ от 7.11.2016 № 16-39-01 (далее — Приказ), в Роскомнадзор.
Роскомнадзор организует определение возможности применения конкретных радиочастотных полос в целях телерадиовещания, а также организует проведение Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию конкурса на право осуществления телевещания.
Победитель конкурса (вещатель) или оператор связи (в случае, если вещатель не планирует осуществлять трансляцию телеканалов и/или радиоканалов самостоятельно) подает заявку на радиочастоту в ФГУП «ГРЧЦ» в соответствии с пунктом 7 Плана выдачи заключения экспертизы электромагнитной совместимости.
Для телевидения и радиовещания
Примечание:
Для получения права на осуществление эфирного аналогового радиовещания в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации и (или) городов с населением 100 тысяч и более человек, либо аналогового эфирного телевизионного вещания, либо цифрового эфирного вещания, (далее — радиовещание и телевидение) и соответствующих полос, выделенных для целей радиовещания и телевидения, заявители представляют документы, указанные в приложении № 3 к «Проекту проведения экспертизы возможности использования заявленного радиоэлектронного оборудования и его электромагнитной совместимости с существующими и планируемыми радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о выделении (присвоении) радиоканалов в пределах выделенных полос», в Роскомнадзор.
Роскомнадзор организует определение возможности эксплуатации конкретных радиочастотных полос в целях телерадиовещания, а также организует проведение Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию конкурса на право осуществления телевещания.
Победитель конкурса (вещатель) или оператор связи (в случае, если вещатель не планирует осуществлять трансляцию телеканалов и/или радиоканалов самостоятельно) подает заявку в ФГУП «ГРЧЦ» в соответствии с пунктом 7 Плана выдачи заключения экспертизы электромагнитной совместимости.
Для фиксированной службы
Примечание:
Первое. При использовании в качестве основания для запроса решения ГКРЧ о выделении полосы неопределенному кругу лиц заявление на выделение полосы не требуется.
Второе. Для оказания услуг связи необходимо получить лицензию Роскомнадзора. Лицензия должна быть выдана до подачи заявки на присвоение, вне зависимости от экспертизы ФГУП «ГРЧЦ».
Для сухопутной подвижной службы
Примечание:
1. При использовании в качестве основания для запроса решения ГКРЧ о выделении полосы неопределенному кругу лиц заявление на выделение полосы не требуется.
2. Для оказания услуг связи необходимо получить лицензию Роскомнадзора. Лицензия должна быть выдана до подачи заявки на присвоение, вне зависимости от экспертизы ФГУП «ГРЧЦ».
На судовый радиопередатчик
Разрешения выдаются территориальными органами Роскомнадзора в соответствии с Приказом Роскомнадзора от 18.12.2018 №201.
Порядок получения лицензии на эксплуатацию радиочастотных полос для РЭС МПС, радиолокационной и радионавигационной служб, службы радиоопределения, службы стандартных радиочастот и сигналов времени, ВСМ, любительской, фиксированной и сухопутной подвижной в диапазонах до 30 МГц, а также устройства речного флота на внутренних водных путях
Примечание:
1. При пользовании в качестве основания для запроса радиочастот решения ГКРЧ о выделении полосы неопределенному кругу лиц заявление на выделение полосы не требуется.
2. Для оказания сервиса связи необходимо получить лицензию Роскомнадзора. Лицензия должна быть выдана до подачи заявки на присвоение, вне зависимости от экспертизы ФГУП «ГРЧЦ».
Безлицензионные полосы в РФ: нужна ли регистрация?
Сегодня выпускается большое количество радиостанций различного назначения и параметров. Однако не всеми из них можно воспользоваться, вынув его из коробки и нажав кнопку питания. Ранги по радиоволнам уже давно присваиваются спецслужбам, военным, морякам, телеканалам и т.д., а простому пользователю присваивается всего три звания, так что Роскомнадзор не будет наказывать за выход в эфир.
Гражданские включают CB, LPD и PMR.Они не нуждаются в регистрации, если ими пользуются физические лица.
CB или Си-Би (Citizen Band) — короткие волны 27 МГц. Он в РФ не регламентируется до тех пор, пока мощность не достигнет 10 Вт. Длина волны СВ составляет 11 м, поэтому антенны должны быть достаточно длинными.
Это серьезно усложняет производство и пользование портативных СВ-радиостанций, у которых уменьшение антенны приводит к пропорциональному уменьшению дальности связи. Рации такого типа практически не производятся. Однако эта длина волны имеет то преимущество, что позволяет преодолевать небольшие препятствия. CB-радиостанция отлично справится со своей задачей в лесу или на пересеченной местности.
Для достижения наилучшего качества связи и увеличения дальности потребуется установить в транспортном средстве антенну.
Такие часто используются автомобилистами для поддержания контакта в автоколонне, для обмена информацией о дорожной обстановке. Кроме того, СВ позволяет связаться с экстренными службами (канал 9С в Москве и Санкт-Петербурге). Многим известен так называемый 15 или C15 — канал дальнобойщиков.
Дальность действия CB-радиостанций очень впечатляет и может достигать максимум 80 км. Производителями авторадиостанций CB являются такие офисы компании, как: Vector, Ajetrays, Midland, MegaJet, Optimcom. Наибольшей популярностью у российских водителей пользуются MegaJet CB благодаря современному и удобному функционалу. Выносная тангента обеспечивает удобное пользование и отличное качество доставки голоса.
LPD (Low Power Device) — он для маломощного радиооборудования с рабочими частотами 433- 434. LPD имеют в своем распоряжении 69 радиоканалов с шагом 12,5 или 25 кГц. Хотя этот является гражданским, есть некоторые нюансы: мощность радиопередатчика не может превышать 10 мВт, а также запрещены внешние антенны и ретрансляторы. Также эксплуатация в этом диапазоне запрещена законом в ряде стран (включая Бельгию, Швейцарию, Испанию и др.).
Портативные LPD очень хорошо работают на открытых пространствах и в горах, позволяя достигать радиуса действия около 10 км. Однако в лесу дальность резко сокращается до 1-2 км из-за малой длины радиоволны, которая не может огибать большие препятствия.
PMR (Private Mobile Radio) — он с 8 выделенными радиоканалами и шагом сетки 12,5 кГц. PMR изначально был европейским гражданским радиодиапазоном и идентичен американскому FRS. Для безлицензионной эксплуатации на территории России необходимо, чтобы выходная мощность приемника радиоустройства не превышала 0,5 Вт. Также запрещаются дополнительные внешние антенны и ретрансляторы.
Карманные PMR идеально подходят для туристов и спортсменов-любителей как в России, так и за рубежом. Современные портативные часто поддерживают работу сразу на двух нелицензионных диапазонах: LPD и PMR. Основными производителями данного вида техники являются: Восток, Вектор, Роджер, Кенвуд, Иком, Мидленд и другие менее известные бренды.
Все безлицензионные диапазоны имеют преимущества и недостатки друг перед другом. Поэтому наибольший радиус действия присущ радиостанциям СВ, однако они очень громоздки, чаще всего выпускаются только в формате стационарного автоустройства.
LPD и PMR значительно лучше работают в городских условиях благодаря своей невосприимчивости к электромагнитным помехам, но заметно уступают СВ в лесу или на пересеченной местности. Также радиоволны LPD и PMR сильнее поглощаются землей из-за малой длины.
Для того чтобы выбрать наиболее оптимальный по характеристикам прибор, необходимо заранее определить условия работы радиостанции.
Итак, чтобы не оформлять регистрацию на радиостанцию, нужно, чтобы она соответствовала следующим параметрам:
- гражданский (CB, LPD, PMR);
- низкая мощность аппарата: CB — до 10 Вт, LPD — до 10 мВт, PMR — до 0,5 Вт;
- только в личных целях;
- отсутствие внешних антенн и ретрансляторов.
При несоблюдении вышеуказанных условий Роскомнадзор имеет право изъять радиооборудование и выписать штраф за несанкционированную эксплуатацию радиостанции.
Обзор некоторых моделей радиостанций, работающих на безлицензионных полосах
Сегодня производители предлагают широкий ассортимент безлицензионных радиостанций различного назначения. Они отличаются как функционалом, так и внешним видом, классом защиты, наличием съемной антенны и другими особенностями.
Vector VT-44 Combat — портативная любительская радиостанция, поддерживающая работу в LPD и PMR. Максимальная мощность составляет 5 Вт. Радиостанция выполнена на прочном корпусе и снабжена функциональными клавишами. Радиостанция имеет съемную антенну, может работать в режиме репитера и поддерживает подключение Bluetooth-модуля. Удобная, компактная радиостанция более продвинутого уровня, чем любительская, помимо того, что не требует регистрации, станет отличным вариантом для организации связи в городских условиях или на природе.
Vostok SТ-101 — отечественного производства для работы в гражданских (ЛПД/ПМР). Данная модель отличается стойким к внешним воздействиям корпусом и способна выдержать попадание воды. Кроме того, она оснащена одним из самых емких зарядных аккумуляторов среди любительских моделей — 3600 м/Ач, что, безусловно, позволит использовать рацию значительно дольше аналогов. ST-101 можно использовать с удлиненной антенной 36 см, что увеличит дальность и качество приема и передачи.
ROGER KP-50 — рация с расширенными характеристиками передатчика, обеспечивающая достойное качество связи. Прибор оснащен скремблером, функцией блокировки и возможностью защиты паролем. Также поддерживает PTT ID. Прочный корпус обеспечит бесперебойную работу даже при попадании влаги, а удобное программирование через ПК позволяет качественно настроить ее.
Бизон КТ 25 — радиостанция, которую можно настроить для работы в безлицензионном диапазоне частот. Радиостанция имеет надежный корпус с классом поддержки IP54 и может без проблем использоваться в условиях сильного дождя или даже пыльной бури. При необходимости антенну можно снять для удобства транспортировки. Радиостанция имеет такие функции, как: VOX, энергосбережение, шумоподавление, ограничение времени разговора и другие. Она подходит для походов, рыбалки или охоты, а также в местах, где требуется прочная и надежная радиоаппаратура.
MEGAJET MJ-600 — бесспорный лидер среди автомобильных радиостанций СВ. Эта стационарная рация пользуется популярностью у таксистов, дальнобойщиков и автомобилистов благодаря своей функциональности и простоте. Устанавливается таким образом, что не мешает водителю во время движения и не отвлекает его. Крупные клавиши управления и тангента позволяют пользоваться рацией с максимальным комфортом.
И это лишь малая часть радиостанций, которыми можно пользоваться без регистрации.