- Условное графическое обозначение плавкого предохранителя
- Принцип работы
- Виды и разновидности ПП
- Трубчатые ПП
- Автомобильные ПП
- Цветовая маркировка автомобильных предохранителей
- Маркировка SMD предохранителей — миниатюрных элементов для печатных плат
- Расшифровка буквенной маркировки интегральных и SMD предохранителей
- Устройство
- Преимущества и недостатки
- Формула для расчета калибра проволоки SMD-предохранителя по мощности электроприбора
- Таблица для выбора величины SMD-предохранителя в зависимости от потребляемой мощности электроприбора при питающем напряжении 220 В
- Таблица для выбора значения предохранителя в зависимости от потребляемой мощности электроприбора при питающем напряжении 12 В (бортовая сеть автомобиля)
- Калькулятор для расчета тока предохранителя
- Расчет ширины проволоки предохранителя
- Таблицы для выбора калибра проволоки в зависимости от срабатывания тока защиты предохранителя
- Для восстановления предохранителей на ток от 0.25 до 50 А
- Для ремонта предохранителей на ток от 60 до 300 А
- Формула для расчета поперечника медной проволоки для предохранителя
- Как измерять поперечник проволоки
- Причины сгорания предохранителя:
- Где купить предохранитель
- «Жучок» вместо предохранителя
- Починка плавкого предохранителя своими руками
- Починка трубочного предохранителя
- Ремонт автомобильного предохранителя ножевого вида
- Как проверить предохранитель мультиметром на плате
- Схематичная проверка
- Физический осмотр
- Проверка мультиметром (или тестером) на плате
- Стоит помнить перед работой
- Как сделать индикатор перегорания предохранителя своими руками
Условное графическое обозначение плавкого предохранителя
Условное графическое обозначение на схемах похоже на обозначения состояния сопротивления (Ом) и отличается только тем, что линия проходит через середину прямоугольника без разрыва. Рядом с символом находится буквенное обозначение Пр или F. Иногда на схемах или графиках просто пишут thermal fuse или fuse. После буквы часто указывается защитный номинальный ток срабатывания, например F 1 A, это означает, что в цепи произведен монтаж быстродействующего предохранителя на защитный номинальный ток срабатывания 1 А.
Во время эксплуатации они выходят из строя и подлежат замене на новые этой же серии. Они считаются неремонтопригодными. Но если грамотно подойти к делу, практически любой fast — предохранитель можно успешно отремонтировать и использовать повторно. Ведь корпус в это время остается целым, а прогорает только тонкий калиброванный шнур, находящийся внутри корпуса. Если сгоревший кабель заменять на такой же, то он может продолжать служить долгое время.
Принцип работы
Когда проходит электрический номинальный ток ниже максимально допустимого, калиброванный шнур, соединяющий контакты, в это время нагревается до температуры около 70°C. При превышении номинального тока проволока начинает в это время нагреваться и при достижении температуры плавления металла, из которого она изготовлена, плавится -электрическая цепь разрывается и номинальный ток перестает течь и не происходит срабатывания системы. Поэтому его назвали плавкой вставкой.
Он защищает от перегрузки по номинальному току в цепи питания контроллера и неважно, каково напряжение в это время питающей сети, в которую произведен монтаж: это может быть аккумуляторное зарядное устройство напряжением 1,5 В, автомобильный аккумулятор напряжением 12 В или 24 В, сеть переменного напряжения 220 В, трехфазная сеть на 380 В. То есть можно сделать монтаж одного и того же предохранителя, например, мощностью 1 А, и в колодке автомобиля, и в фонарике, и в распределительном щитке 380 В. Все виды отличаются только внешним типом и конструкцией, но работают по одному принципу: при превышении заданного номинального тока в цепи проволока в нем плавится из-за нагрева.
В последнее время существует две основные причины выхода из строя предохранителя: срабатывание скачков напряжения питания или неисправность радиооборудования. Редко, но бывают отказы из-за низкого качества.
Многие думают, что он не подлежит восстановлению. Но это не так. В экстренных случаях, когда под рукой нет запасного и срывается, например, музыкальное сопровождение свадьбы, то в это время выбирать не приходится.
Во время грамотного подхода можно успешно восстановить сгоревший предохранитель на некоторое время использования, пока не будет произведена замена на новый, сохранив при этом его защитные функции срабатывания. Часто эти проблемы решаются простым замыканием контактов держателя предохранителя любой попавшейся проволокой, а еще хуже, простой вставкой гвоздя или куска толстой проволоки вместо него. Такое решение может полностью все испортить и поспособствовать возникновению пожара.
Виды и разновидности ПП
В данное время различные разновидности ПП применяются при срабатывании в электрических цепях. Изделия российского производства различаются по конструкциям:
- наполненные с маркировкой ПН-2; ППН, НПН и др.;
- ненаполненные (ПР-2).
Понятие наполненности связано с наличием внутри некоторых видов вставок вещества, гасящего электрическую дугу, возникающую при перегорании проводника. Цепь разомкнется только после того, как она исчезнет. Поэтому колбы с ПП содержат кварцевый песок. В то время, как ненаполненные способны выделять газы, гасящие дугу. Это происходит, когда материал корпуса вставки нагревается.
Помимо разновидностей, в настоящее время существуют виды ПП:
- Слаботочные применяются в маломощных бытовых приборах с номинальным током потребления до 6 А. Представляют собой цилиндрические вставки с контактами на торцах.
- Вилочные часто устанавливаются в автомобилях. Название связано с внешним видом: контакты находятся на одной стороне корпуса и вставляются в разъемы, как вилка в розетку.
- Пробковые — электрические пробки для счетчика, распространенные в однофазных сетях. Номинальный ток таких вставок — 63 А, они рассчитаны на одновременное включение нескольких бытовых приборов. Перегорающая вставка в нем находится внутри керамического корпуса с патроном, 1 контакт остается снаружи, а другой подключается к контактам пробки. При превышении нагрузки деталь сгорает, полностью обесточивая квартиру. Восстанавливайте электроснабжение, заменив вставку срабатывания на новую.
- Трубчатый ПП имеет конструкцию аналогичную вставке для пробок, но его фиксация производится между двумя контактами. Такая разновидность ненаполненная, а корпус выполнен из волокна, которое при нагревании выделяет газ.
- Ножевые рассчитаны на номинальный ток 100-1250 А и используются в сетях, где нужна большая нагрузка (например, при подключении устройства с мощным двигателем).
- Кварцевые, наполненные кварцевым песком, применяют в сетях напряжением до 36 кВ.
- Газогенерирующие, разборные и неразборные. При сгорании разновидностей ПСН, ПВТ происходит мощное газовыделение, сопровождающееся хлопком. ПП применяют для сетей с напряжением 35-110 кВ. Номинальный ток таких ПП — до 100А.
В зависимости от общей нагрузки на сеть устанавливаются разные ПП: самые мощные устанавливаются в специальные трансформаторные будки. Они выдерживают номинальный ток, соответствующий потребностям жилого массива или предприятия. Маломощные устанавливают на счетчиках: они защищают отдельные квартиры. В старых бытовых приборах также может быть сделан монтаж ПП (слабый), но современная техника в настоящее время редко содержит эти элементы.
Трубчатые ПП
Трубчатый представляет собой стеклянную или керамическую трубку, закрытую на торцах металлическими колпачками, которые соединены между собой калиброванной по ширине проволокой, проходящей внутри трубки. Внешний вид трубчатых плавких предохранителей на данный момент времени вы можете увидеть на фото.
Проволока припаивается к колпачкам точечной сваркой или пайкой. В предохранителях, рассчитанных на очень большие номинальные токи, полость внутри трубки обычно заполняется кварцевым песком.
Автомобильные ПП
Автомобильные предохранители редко выходят из строя. Обычно только в тех случаях, когда отказывает оборудование. Чаще всего при перегорании лампочек в фарах. Дело в том, что при обрыве нити накаливания у лампочки образуется электрическая дуга, нить прогорает и становится короче, сопротивление резко падает, а сила номинального тока в это время увеличивается в несколько раз.
Бывает, что предохранитель автомобиля время от времени прогорает при заклинивании дворников. Реже — при коротких замыканиях в проводке. На фото видны широко используемые автомобильные ножевые (вилочные) предохранители. Под каждым указан номинальный ток в амперах.
Сгоревший предохранитель в автомобиле следует заменить предохранителем того же параметра, но его также можно отремонтировать, заменив сгоревший кабель на медный соответствующего колибра. Напряжение бортовой сети автомобиля значения не имеет. Главное — соответствие защитного номинального тока срабатывания. Если сложно определить номинал прогоревшего предохранителя, можно воспользоваться цветовым кодом в каталоге.
Цветовая маркировка автомобильных предохранителей
Ток, мА Цвет корпусаОранжевый Коричневый Красный Синий Желтый Прозрачный Зеленый Пурпурный Синий Черный
5,0 | 7,5 | 10,0 | 15,0 | 20,0 | 25,0 | 30,0 | 40,0 | 60,0 | 70,0 |
Маркировка SMD предохранителей — миниатюрных элементов для печатных плат
Маркировка SMD-предохранителей: самыми маленькими в линейке семейства предохранителей для версии SMD-плат являются чипы(см рис. 1а). Ширина этих устройств составляет до 1 мм, поэтому они тоже пользуются большим спросом при производстве мобильных телефонов (например Samsung), электронных бритв и другой малогабаритной техники. Стандартное напряжение для них, независимо от того, постоянное оно или переменное, может иметь следующие значения: 10в, 20в, 30в, 40в.
Предохранитель чип SMD
SMD-предохранители, рассчитанные на работу в 100-вольтовых цепях, уже габаритные. Существуют блоки предохранителей (см. рис. 1б), выполненные в основном в керамических корпусах. Однако самые крупные, то есть более шести миллиметров, в отличие от чип-предохранителей, заметны сразу.
В эту линейку также входят предохранительные элементы платы, рассчитанные на 250В. Основное их отличие состоит в том, что, имея максимальную отключающую способность 100 А, они могут одновременно выполнять защитные функции срабатывания при коротком замыкании в цепях вторичного напряжения платы.
Блоковый SMD-предохранитель
Чтобы защищать от короткого замыкания, которое может достигать сотен А, используются предохранители специального назначения, изготовленные в виде цилиндра с размерами 5 х 20 мм (см рис. 1с) для монтажа на печатной плате. Внутри него используется припой с высокой температурой плавления, что обеспечивает устойчивость к сильному нагреву платы.
Еще одной особенностью этого компонента являются колпачки корпуса, покрытые позолотой вместо стандартного никелевого сплава. Он способен отключить номинальный ток равный 1500А, даже при напряжении сети составляет 230в. Они выпускаются по классификации, соответствующей стандарту «Н», поэтому их удобнее использовать в первичных силовых трактах источников питания платы.
Цилиндрический предохранитель SMD с позолоченными контактами
Расшифровка буквенной маркировки интегральных и SMD предохранителей
Ток — А | 0,25 | 0,315 | 0,375 | 0,5 | 0,75 | 1,0 | 1,25 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 4,0 | 5,0 |
Буква | V | X | Y | F | G | H | J | К | N | O | P | S | Т |
Устройство
В зависимости от решаемых задач классификация SMD-предохранителей может быть следующей (рисунок 5):
- ножевые;
- слаботочные плавкие вставки;
- вилочные SMD-предохранители;
- кварцевые;
- пробочные;
- генерирующие газ.
Рис. 5. Разновидности плавких SMD-предохранителей
Различают также самовосстанавливающиеся, инерционные и откидывающиеся SMD-предохранители (рис. 6). Изделия инерционной формы предназначены для поддержки пусковых конденсаторов электродвигателей, которые предназначены для обеспечения больших нагрузок при запуске. Такие элементы нагреваются, но не горят. После запуска двигателя инерционный SMD-предохранитель переходит в режим ожидания.
Откидывающиеся вставки используются при предохранении линий электропередач. В аварийных ситуациях такой важный элемент размыкает цепь. Под действием высоких температур вставка удлиняется, в результате чего на спусковой механизм оказывается давление, отбрасывающее SMD-предохранитель из его гнезда. Поэтому надежное отключение аварийного участка гарантировано.
Рис. 6. Откидывающиеся плавкие SMD-предохранители
Устройство самовосстанавливающегося SMD-предохранителя отличается от других электроприборов. Рабочий элемент изделия — полимер с положительным температурным коэффициентом расширения. Полимер содержит углеродистые включения, проводящие номинальный ток.
При нагревании углеродные связи разрываются, что приводит к увеличению электрического сопротивления. При достижении температуры плавления полимера сопротивление стремится к бесконечности, то есть цепь размыкается. При охлаждении электропроводность полимера восстанавливается, как и SMD-предохранитель.
Преимущества и недостатки
К преимуществам таких SMD-предохранителей относятся:
- полная гарантия отключения аварийного участка цепи;
- стабильность технических характеристик предохранения;
- можно использовать для селективности;
- скорость;
- надежность;
- простота конструкции.
Основные недостатки:
- в трехфазных сетях возможен перекос фаз;
- вероятность длительного горения дуги;
- влияние окружающей среды (температуры) на характеристики SMD-предохранителей;
- сложность настроек выборочной защиты срабатывания;
- необходимость замены вставки после каждого срабатывания безопасности.
Формула для расчета калибра проволоки SMD-предохранителя по мощности электроприбора
Мощность часто указывается на этикетках, прикрепленных к продуктам. Если на изделии указана потребляемая мощность, можно рассчитать номинальный ток SMD-предохранителя по приведенной ниже формуле.
Здесь I ном — номинальный ток предохранителя, А; P max — максимальная мощность нагрузки, Вт; U — напряжение питания, В.
Но гораздо удобнее использовать готовые данные из таблиц. Обратите внимание, что первая таблица используется для выбора величины SMD-предохранителя для изделий, питающихся от бытовой электросети 220В, а вторая — для изделий, используемых в автомобилях с напряжением бортовой сети 12В.
Таблица для выбора величины SMD-предохранителя в зависимости от потребляемой мощности электроприбора при питающем напряжении 220 В
Максимальная мощность потребления электроприбором, Вт (ВА)Значение стандартного предохранителя, А
10 | 50 | 100 | 150 | 250 | 500 | 800 | 1000 | 1200 | 1600 | 2000 г | 2500 | 3000 | 4000 | 6000 | 8000 | 10000 |
0,1 | 0,25 | 0,5 | 1,0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 8,0 | 10,0 | 12,0 | 15,0 | 20,0 | 30,0 | 40,0 | 50,0 |
Рассмотрим на примере, как выбрать предохранитель.
Телевизор перестал работать во время грозы. Установлено, что предохранитель сгорел. На этикетке задней крышки написано, что потребляемая мощность 120 Вт, бывает, пишут 120 ВА. Это обозначение одной и той же мощности, но по стандартам разных стран. По таблице получается, что для электроприборов с максимальной потребляемой мощностью 120 Вт (ближайшее значение 150 Вт) ставится SMD-предохранитель на 1 А.
Способ подбора SMD-предохранителя для предохранения бортовой электропроводки автомобиля ничем не отличается от выбора для бытовой электропроводки 220В.
Таблица для выбора значения предохранителя в зависимости от потребляемой мощности электроприбора при питающем напряжении 12 В (бортовая сеть автомобиля)
Мощность прибора, Вт (ВА)Величина стандартного предохранителя, АЦвет корпуса предохранителяоранжевый коричневый красный синий желтый прозрачный зеленый фиолетовый синий черный
до 50 | до 75 | до 100 | до 150 | более 200 | до 250 | до 300 | до 400 | до 600 | до 700 |
5,0 | 7,5 | 10,0 | 15,0 | 20,0 | 25,00 | 30,0 | 40,0 | 60,0 | 70,0 |
Если после двух замен предохранители каждый раз сгорают, значит, устройство повреждено и нуждается в починке. Попытка сделать монтаж предохранителя на большой ток может привести к дополнительному повреждению изделия, вплоть до непоправимого.
Калькулятор для расчета тока предохранителя
Если в таблицах нет данных для вашего случая, например, напряжение питания изделия 24 В или 110 В, то вы можете самостоятельно провести расчет с помощью онлайн-калькуляторов.
Рассчитав на калькуляторе, вы получите точное текущее значение. Для надежной работы предохранителя необходимо, чтобы оно было выше не менее чем на 5 %. Например, если получено расчетное значение тока 1 А, следует взять предохранитель большего числа, наиболее близкого к стандартному диапазону, т.е. 2 А.
Попытки определить номинал предохранителя путем считывания данных иногда терпят неудачу. Надписей на электроприборе нет, маркировка на предохранителе не читается. При наличии амперметра и опыта работы с ним, вытащив предохранитель и подключив амперметр к контактам колодки, в которой был установлен предохранитель, можно измерить силу тока и тем самым определить его размер.
Но здесь есть одна загвоздка. Если предохранитель вышел из строя из-за неисправности электроприбора, то ток может быть намного выше, чем должен быть, может выйти из строя и прибор учета.
Расчет ширины проволоки предохранителя
Для восстановления предохранителя необходимо заменить сгоревший электропровод. При производстве предохранителей заводы используют в зависимости от величины тока и быстродействия калиброванные проволоки из серебра, меди, алюминия, никеля, олова, свинца и других металлов.
Для изготовления предохранителя в домашних условиях доступна только красная медь. Все электрические кабели сделаны из меди, и чем эластичнее кабель, тем тоньше в нем проводники и больше их количество. Поэтому вся предлагаемая ниже технология ориентирована на применение медной проволоки.
При выборе предохранителя для оборудования разработчики используют простой закон. Ток предохранителя должен быть больше максимально потребляемого изделием. Например, если максимальный потребляемый ток усилителя составляет 5 А, то предохранитель выбирается на 10 А. Первое, что нужно найти на корпусе предохранителя, это его маркировку, по которой можно узнать, на какой ток он рассчитан. Часто значение тока пишется на корпусе изделия, рядом с местом поверхностного монтажа предохранителя. Затем по приведенной ниже таблице определить, какого размера нужен провод.
Таблицы для выбора калибра проволоки в зависимости от срабатывания тока защиты предохранителя
Для восстановления предохранителей на ток от 0.25 до 50 А
Ток предохранителя, А Калибр проволоки, мм МеднойАлюминиевойСтальнойОловянной
0,25 | 0,5 | 1,0 | 2,0 | 3,0 | 5,0 | 7,0 | 10,0 | 15,0 | 20,0 | 25,0 | 30,0 | 35,0 | 40,0 | 45,0 | 50,0 |
0,02 | 0,03 | 0,05 | 0,09 | 0,11 | 0,16 | 0,20 | 0,25 | 0,33 | 0,40 | 0,46 | 0,52 | 0,58 | 0,63 | 0,68 | 0,73 |
— | — | 0,07 | 0,10 | 0,14 | 0,19 | 0,25 | 0,30 | 0,40 | 0,48 | 0,56 | 0,64 | 0,70 | 0,77 | 0,83 | 0,89 |
— | — | 0,32 | 0,20 | 0,25 | 0,35 | 0,45 | 0,55 | 0,72 | 0,87 | 1,00 | 1,15 | 1,26 | 1,38 | 1,50 | 1,60 |
— | — | 0,18 | 0,28 | 0,38 | 0,53 | 0,66 | 0,85 | 1,02 | 1,33 | 1,56 | 1,77 | 1,95 | 2.14 | 2.30 | 2,45 |
Для ремонта предохранителей на ток от 60 до 300 А
Ток защиты предохранителя, А Поперечник проволоки, мм МеднойАлюминиевойСтальнойОловянной
60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 120 | 160 | 180 | 200 | 225 | 250 | 275 | 300 |
0,83 | 0,91 | 1,00 | 1,08 | 1,16 | 1,31 | 1,59 | 1,72 | 1,84 | 1,99 | 2,14 | 2,28 | 2,41 |
1,00 | 1,10 | 1,22 | 1,32 | 1,42 | 1,60 | 1,94 | 2,10 | 2,25 | 2,45 | 2,60 | 2,80 | 2,95 |
1,80 | 2,00 | 2,20 | 2,38 | 2,55 | 2,85 | 3,20 | 3,70 | 4,05 | 4.40 | 4,70 | 5,0 | 5,30 |
2,80 | 3,10 | 3,40 | 3,65 | 3,90 | 4,45 | 4,90 | 5,80 | 6,20 | 6,75 | 7,25 | 7,70 | 8,20 |
Формула для расчета поперечника медной проволоки для предохранителя
Чтобы определить более точные значения медной проволоки для починки предохранителя, или если предохранитель требуется для тока, которого нет в таблице, можно воспользоваться приведенной ниже формулой.
где I пр — ток защиты предохранителя, А; d — диаметр медной проволоки, мм.
Как измерять поперечник проволоки
Его лучше всего измерять микрометром. Если под рукой нет микрометра для измерения можно воспользоваться обычной линейкой.
На линейку к витку проволоки нужно намотать 10-20 витков, количество замкнутых миллиметров разделить на количество намотанных витков. Получите необходимое значение. Например, у нас намотано 10 витков электропровода и они покрыли 6,5мм. Делим 6,5 на 10. Калибр проволоки 0,65 мм. 0,05 мм занимает изоляция. Следовательно, фактический равен 0,6 мм.
Он подойдет для изготовления предохранителя на 30А. Чем больше витков вы намотаете на линейку, тем точнее будет результат измерения. Необходимо намотать не менее одного сантиметра. При наличии короткого шнура намотайте его на любой стержень, например отвертку, зубочистку или карандаш, и линейкой измерьте ширину намотки.
Вы можете обработать результаты измерений с помощью онлайн-калькулятора. Для определения поперечника кабеля достаточно ввести в окошко ширину намотки, количество витков и нажать «Рассчитать значение провода».
Причины сгорания предохранителя:
- сгоревший варистор
- это происходит после скачков напряжения;
- ударов молний;
- подачи 380В вместо 220В, обычно при отключении или перегорании нейтрали.
- короткое замыкание
- в двигателе вентилятора;
- в обмотках компрессора;
- встроенной дренажной.
- пробой элементов импульсного источника питания
- силового ключа, платы;
- диодов, диодных мостов.
Где купить предохранитель
Предохранители продаются на радиорынках, в хозяйственных магазинах и магазинах электротоваров.
Предохранители обычно устанавливаются в зажимные колодки и защищаются сверху пластиковой крышкой для предотвращения разлетания осколков при срабатывании.
Но иногда применяют предохранители с выводами под пайку, такие предохранители встречаются реже, но их можно легко заменить обычными, такой же пайкой.
«Жучок» вместо предохранителя
Номинал предохранителя указан на его цоколе и на плате в месте монтажа.
Часто после повторного сгорания предохранителя ремонтники, желая полностью уничтожить плату, ставят жучок.
Жучком называют проволочную перемычку, которая устанавливается вместо предохранителей на плату.
Жучок из одной тонкой медной жилы имеет ток срабатывания в несколько десятков А, в то время как кондиционеры обычно имеют предохранители на ток 3-6 А.
Очень часто платы управления поступают в сервисный центр на починку после монтажа «жучков».
Характерные поломки:
- сгоревшие дорожки на плате
- обрыв обмотки трансформатора на плате
- выход из строя других деталей обмотки платы
- выгорание диодных мостов и силовых плат
- залипание контактов реле
- полное сгорание теплового реле.
Это довольно дорогие неисправности, для их восстановления потребуется покупка радиодеталей, перемотка обмоток трансформаторов, замена пустых гнезд реле, поэтому нужно просто заменить предохранитель на ток, указанный на плате или старом предохранителе.
Починка плавкого предохранителя своими руками
Починка трубочного предохранителя
Первый самый простой. Кабель зачищается и наматывается на каждую чашку по нескольку витков, затем предохранитель вставляется в держатель на плате. Этот метод не является надежным, и вы можете использовать его как временную меру. Благодаря своей простоте он позволяет быстро проверить исправность электроприбора. Если он расплавился при включении, то дело не в предохранителе и требуется более квалифицированное восстановление.
Второй способ несколько сложнее. Но также не требует использования пайки. Нужно нагреть чашки по очереди зажигалкой или на газовой плите и, придерживая их через ткань руками, снять со стеклянной трубки. Их также можно нагревать паяльником. Внутреннюю часть чашки для хорошего контакта необходимо тщательно очистить от остатков клея.
Проденьте зачищенный шнур через трубку по диагонали, загните его концы вдоль трубки и наденьте чашки на место. Предохранитель отремонтирован.
Третий способ по сути такой же, как первые два. Но отремонтированный предохранитель практически ничем не отличается от нового. Ремонтные работы осуществляется следующим образом.
Заводская калиброванная проволока при изготовлении предохранителя продевается в отверстия в торцах чашек и фиксируется припоем на плате. Для вставки нового необходимо нагреть торцы чашек паяльником и зубочисткой или острой деревянной палочкой освободить отверстия в торцах чашек от припоя. Затем выполните заводскую операцию, описанную выше.
В чашках есть отверстия очень маленького размера и их трудно очистить от припоя. Тогда, если есть техническая возможность, проще просверлить отверстия сверлом поперечником 1-2 мм или расширить граненым шилом.
Предлагаемая технология починки предохранителей и плавких вставок может быть успешно применена для восстановления практически любого вида предохранителей.
Ремонт автомобильного предохранителя ножевого вида
Ремонтная технология автомобильного предохранителя ничем не отличается от ремонтной технологии трубчатого предохранителя, она даже проще, так как нет необходимости его разбирать.
Сначала нужно зачистить ножи предохранителя у их основания полоской наждачной бумаги или надфиля в несколько миллиметров и залудить эти места припоем.
При лужении со спирто-канифольным флюсом припой может не хотеть растекаться по поверхности ножей. Придется использовать флюс «ФИМ», предназначенный для пайки меди, серебра, константана, платины и черных металлов. Основой флюса является ортофосфорная кислота. Остатки флюса ФИМ удаляются водой.
Предохранитель был рассчитан на ток 10 А, поэтому согласно таблице выше для его восстановления был взят кабель ⌀0,25 мм. Он был в виде небольшой петли, как показывает фото, а его концы были залужены прецизионным припоем.
После всех необходимых подготовительных работ остается только завести петлю электропровода в корпус предохранителей и припаять концы к ножкам.
Растекающийся припой можно срезать ножом, зачистить наждачной бумагой или спилить надфилем.
Предохранитель автомобиля отремонтирован, и теперь его можно повторно использовать для предохранения электрических цепей автомобиля. Если после монтажа отремонтированного предохранителя он снова прогорает, то нужно искать ошибку в электрооборудовании автомобиля.
Как проверить предохранитель мультиметром на плате
Схематичная проверка
Что это? Если у вас не работает какое-либо устройство, например, прикуриватель или компьютер, велика вероятность, что перегорел именно защитный элемент срабатывания на плате. Для каждой машины есть персональные схемы с указанием, какой предохранитель срабатывает и за что отвечает. Нужно найти номер или местоположение и проверить его, часто этого бывает достаточно. Проверка может быть такой: просто ставим новый, если работает, значит дело в этом.
Физический осмотр
На данный момент все предохранители выполнены с прозрачным пластиковым корпусом, то есть шнур виден невооруженным глазом. Если предохранитель сгорел, просто вытащите его из разъема и проверьте — это «визуальный метод»!
Почему он сложный и не всегда используется? Да потому что форм предохранителей в современных автомобилях десятки (может доходить до 30 или 40), и чем круче машина, тем их больше. И узнать, какой из них сгорел, визуально нереально!
Они устанавливаются в гнезда и видна только задняя часть. Здесь нужно совместить схему (первый способ) и осмотр. Но есть гораздо более быстрый и достаточно простой способ проверки: используем мультиметр, если он у нас есть.
Проверка мультиметром (или тестером) на плате
Им можно тестировать как уже снятые предохранители, так и установленные в блок машины.
В мультиметре есть звуковой режим проверки. При его включении, если щупы замкнуть, будет слышен писк, что означает наличие контакта.
Дальше можно вынуть предохранитель; если у него не прозрачный корпус, то просто установите щупы на контакты предохранителя! Слышим писк, значит работает, звука нет — сгорел. Но опять же, вынимать каждый и проверять крайне неудобно!
Поэтому компании и производители позаботились о нас: на предохранителях вверху есть открытые «точки» контактов, нужно только засунуть в них щупы мультиметра, и можно проверить большое количество элементов в течение критических долей секунд, не снимая их.
Так проверяют на СТО, потому что документацию со схемой потеряли и нужно долго искать, где она, а мультиметр обычно всегда под рукой.
Стоит помнить перед работой
Необходимо помнить, что предохранители находятся в электрической цепи платы, поэтому нужно соблюдать меры предосторожности:
- автомобиль должен быть «заглушен»;
- зажигание должно быть выключено;
- аккумулятор должен быть установлен и клеммы должны быть подключены, иначе не будет «питания» электрической цепи;
- не перемыкайте контакты одного предохранителя с другим, мультиметром.
Что хочется добавить в заключение: первые два способа доступны всем, т. е. просто вынуть и посмотреть, а вот третий с тестером — не для всех. Покупайте этот товар, действительно полезная штука в машине!
На видео записи ниже можно наглядно посмотреть, как проверить предохранители.
Как сделать индикатор перегорания предохранителя своими руками
В продаже есть автомобильные предохранители с датчиком их выхода из строя. В корпусе предохранителя вмонтирована миниатюрная лампа накаливания или светодиод, которые начинают светиться при перегорании предохранителя. Сборку такого индикатора прогоревшего предохранителя в авто можно сделать своими руками по электрической схеме, представленной ниже на фото.
Для этого достаточно подключить любой светодиод VD1 параллельно контактам предохранителя через токоограничивающий резистор R1 или миниатюрную лампочку, рассчитанную на напряжение 12 В. Индикатор прогоревшего предохранителя можно смонтировать как в корпусе предохранителя, так и на колодке его держателя. Второй вариант предпочтительнее, так как при замене предохранителя индикатор останется на месте. Индикатор не загорится, если сгорел предохранитель, если не подключена нагрузка.
Представленная на фото схема индикатора сгоревшего предохранителя может успешно работать и в бытовой электросети с напряжением питания 220 В.
Достаточно увеличить размер резистора R1 до 300-500 кОм и для предохранения светодиода VD1 от пробоя обратным напряжением дополнить схему диодом VD2 любого типа, рассчитанным на обратное напряжение не менее 300 В. Подойдет, например, широко используемый отечественный диод КД109Б или импортный 1Н4004.
Для 220 В переменного тока вы можете сделать индикатор прогоревшего предохранителя или автоматического выключателя на неоновой лампочке.